Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Открытие и описание древнего города Тимгад. Источниковедческий анализ


Известно, что недавно возникшее под протекторатом проекта @vox-populi сообщество @istfak главной своей задачей ставит распространение и популяризацию исторических знаний. Среди заявленных приоритетов сообщества значится стремление к созданию по-настоящему интересной, не унылой, творческой дискуссионной площадки.


Нужно сказать, что за довольно небольшой период времени в блоге сообщества было опубликовано большое количество действительно захватывающего материала. Были и спорные вопросы, требующие обоснованной дискуссии. Они-то как раз всегда и привлекают внимание читателей. Распутывание хитросплетения точек зрения, гипотез и данных различных источников, я вам скажу, захватывающее занятие!


И вот недавно меня просто захватила и, буквально, лишила сна одна история, рассказанная на страницах блога нашего сообщества. Называлась она «Сообщество "Истфак". Туризм и древние руины». https://golos.io/ru--istoriya/@istfak/turizm-i-drevnie-ruiny


Если кратко, то в этом посте делалось предположение о том, что бум находок руин древних городов в конце XIX века как-то связан с появлением и ростом туристического бизнеса того времени. И действительно, такое совпадение выглядит со стороны неискушенного читателя довольно подозрительно. Можно даже себе представить некий заговор тогдашних археологов с туристическими фирмами, крышуемыми местной колониальной администрацией…


Как пример, был взят открытый в 1880-1881 годах в Алжире французскими археологами римский город Тимгад. Сделанные в разное время фотографии этого интереснейшего места дают большую почву для споров и предположений от каких-то архитектурных загадок до конспирологических теорий.


В любом случае, тема для меня оказалась абсолютно убойной! Поиск информации по данному вопросу позволил мне познакомиться с очень интересными источниками, найти некоторые материалы, которые ранее не фигурировали по данной теме, как минимум в русскоязычной части Интернета, и сделать свои микроскопические выводы, добавив к вопросу о городе Тимгаде свою информационную крупицу.


Итак:


Начинать свои поиски мне пришлось с вопроса о непосредственно открытии и начале работ по описанию и реставрации Тимгада.


Информация, которую можно было взять в Вики и вообще в Рунете, была в основном общей и повторяла одну и ту же историю об основании города при императоре Траяне его росте и последующем упадке и разрушении. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимгад)


Однако, мне было этого мало поскольку никак не отвечало на вопросы о первоначальном его открытии. Очень хотелось бы найти не просто фотографии, а свидетельства очевидцев и участников событий.


Франкоязычный запрос об истории реставрации города Тимгад привел меня на сайт Musee d'Orsay. Здесь можно было увидеть картины некоего Альберта Баллу. На них были изображены художественные реконструкции форума древнего города.

Источник


Картины датируются 1893-1900 годами.


Здесь же можно узнать краткую биографию Альберта Баллу: «Сын Теодора Баллу. Студент в Школе изящных искусств своего отца и Огюста Жозефа Мани. Французский архитектор. Тридцать лет был главным архитектором исторических памятников Алжира.


Три превосходных произведения в Musee d'Orsay являются свидетельством раскопок французских археологов, начавшихся в 1880 году. Альберт Баллу же стал отвечать за это в 1889 году. Он провел раскопки в Тебессе (1890-1898) и Тимгаде (1889-1910). Их результаты были показаны на Всемирной выставке в 1900 году. Свои реставрационные работы Альберт Баллу отражал на фотографиях, сделанных им самим в сотрудничестве с издательством Neurdein.


Как пишут на сайте музея: «Эти выдающиеся рисунки показывают чрезвычайное богатство Тимгада, прозванного «алжирскими Помпеями» из-за роскошных используемых материалов - синего и белого известняка, песчаника и мрамора, и изобилия скульптур, надписей и великолепных мозаичных тротуаров. Тимгад (Тимгаду, Тимугади) в Алжире является одним из крупнейших городов, построенных при императоре Траяне около 100 г. н.э. по примеру других римских городов, пересекаемых двумя основными магистралями: Декуманусом максисом, идущим с востока на запад и Кардо с севера на юг. Форум на пересечении двух дорог был политическим, юридическим, религиозным и экономическим центром города. Капитолий Юпитера, которому предшествует его портик, а затем театр со сценой, украшенный колоннами, альковами и статуями, а также великолепным мраморным декором. Сцена была укомплектована мачтами, которые когда-то держали тент в качестве защиты от солнца. Далее следуют здания форума, храмы и Сенат, заканчивающиеся триумфальной аркой Траяна».


Собственно из-за этой арки и началась наша небольшая дискуссия. Действительно, на ряде фотографий сделанных в разное время арка Траяна выглядит немного по-разному. Естественно

мне захотелось увидеть некий первоисточник, относящийся ко времени ее открытия и главное первое описание.


Перерыв библиографические списки, я наткнулся на такую вот интереснейшую вещь!

На сайте Российской государственной библиотеки выставлена книга, кого бы вы думали? Да, именно Альберта Баллу. (http://dlib.rsl.ru/viewer/01004448123#?page=13)


Ballu, Albert. Guide de Timgad : antique Thamugadi / par Albert Ballu. - Ernest Leroux, Editeur, 1897. - 89 с. - (Guides en Algerie et en Tunisie a l'usage des touristes et des archeoloques).


Вот, что можно прочитать в одном из ее разделов:


TRAJAN PORTES-ARC


«Самый сохранившийся памятник Тимгаду - Арка Траяна. Знаменитая надпись, зафиксированная офицером, г-ном Беккером, не оставляет никаких сомнений относительно времени его строительства. Вот перевод: «Император Цезарь Нерва Траян Август Германский, сын божественного Нервы, суверенный пантифик, в четвертый раз наделенный силой народного трибуна, трижды консул, отец страны, основал колонию Марсиана, Тамугади Траяна, с заботой о III-м легионе Августа Люциуса Мунация Галлуса, являющегося императорским легатом."


Таким образом, датируемый 100-м годом нашей эры фундамент города, совпадает с временем третьего Консульства Траяна.


Арка Траяна - самая элегантная по своим пропорциям из всех тех, что мы встречаем в Африке, где их очень много. Стиль ее скульптур сильный и очень специфичный, архитектура довольно примечательна. Материалы, составляющие его: песчаник, белый известняк и мрамор; эта смесь привносит эффект прекрасного разнообразия.


Большая аркада середины перекрывается полной антаблемой и чердаком, где надпись теперь почти полностью утеряна. Над двумя аркадами по бокам были прямоугольные ниши, украшенные статуями и колоннами из цветного мрамора. Круговые коронки этих боковых пролетов и четыре прекрасных колонны с канавками, стоящие на пьедесталах из желтоватого песчаника, показывают два главных лица памятника. Согласно обычаю, группа фигур с квадригой должна была занимать верхнюю часть чердака.


Вехи на западной стороне аркиТраяна доказывают, что это здание служило отправной точкой для подсчета расстояний.


Следуя по Декуманусу в направлении города Тевеста, встречаются развалины арки, о которых мы уже говорили и чьи столбы лежат в земле. То же самое наблюдается с восточными воротами расположенными ниже, и которые могут быть обозначены под названием ворота Маскулы.

У нас нет информации и до сих пор невозможно определить было что-то к югу от города или нет;


Западные ворота по направлению города Ламбезе были украшены четырьмя колоннами на каждой стороне и с одним проемом. Отверстия для шарниров ворот все еще существуют.


Северные ворота, которые вели к Форуму, намного толще предыдущих. Их единственная арка была разломана. Маленький вход, расположенный сбоку ведет к двум комнатам, которые вероятно использовались в качестве помещений для охраны».


Как видно из описания и рисунка сделанного Альбертом Баллу, Арка в это время находилась в таком состоянии, как на данном фото:


Действительно, ни на рисунке, ни на фото дома с черепичной крышей пока нет.


Домик появляется явно на более поздних фотографиях


Время его строительства и назначение отыскать пока не удалось. Но я осмелюсь предположить, что построен он был как раз для возглавляемой Альбертом Баллу экспедиции. Если приглядеться, то можно увидеть собранные рядом с домом останки статуй. Я даже подозреваю, что свою коллекцию для Всемирной выставки 1900 года А.Баллу собирал и формировал именно здесь.


Кстати, в одном из англоязычных источников есть информация о том, что: «…Арка Траяна высотой двенадцать метров была частично восстановлена в 1900 году. Ориентация города не соответствовала направлению ветровой розы, но доктор Бартэль указывает, что улица, которая соединяет восточные и западные ворота, была возведена на восход солнца восемнадцатого сентября, в день рождения Траяна…» (https://quadralectics.wordpress.com/4-representation/4-1-form/4-1-3-design-in-city-building/4-1-3-4-the-grid-model/4-1-3-4-3-the-roman-grid-towns/)


Интересно, правда? На восход солнца в день рождения императора Траяна.


Восстановленная в 1900 году арка Траяна, видимо приобрела свой современный вид. А домик экспедиции был вскоре разобран за ненадобностью и, чтобы не нарушать прекрасных линий сетчатой римской архитектуры.

С00


Ну и насчет вот этой фотографии, которую в нескольких местах обозначают, как триумфальную арку


Да, действительно в одном из источников читаем: «Главная улица «декуманус максимус» являлась продолжением дороги, соединявшей Тимгад с Ламбезисом и Тевестой. Она была шириной около 15 м и имела тротуары и колоннады на всем своем протяжении и была замощена правильными диагонально уложенными каменными плитами. В западном конце этой улицы сохранились триумфальные ворота, воздвигнутые в честь Траяна после его смерти». (http://iskunstvo.info/materials/art/1/arhafrprovinc.htm)


Кстати изображение этой арки в целом совпадает с описанием, которое дает сам Альберт Баллу: «…Западные ворота по направлению города Ламбезе были украшены четырьмя колоннами на каждой стороне и с одним проемом. Отверстия для шарниров ворот все еще существуют…»


Какой же вывод можно сделать из нашего небольшого, но увлекательного исследования?


Открытия, сделанные в XIX веке, практически положившие начало современной археологии поражали и продолжают поражать воображение современников. Интерес к античным древностям, родившийся еще в эпоху Возрождения, в период расцвета европейских колониальных империй получил новый мощный импульс и, естественно родил такие новомодные явления, как туризм и научно-популярные развлечения. Но, конечно, умалять серьезности научных изысканий и масштабов проводившихся в ту эпоху исследований никак нельзя!


С уважением, @zaxar

5
122.594 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые