Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Первые «мыльные оперы» – «окно в мир» для советского человека (из цикла "История Кино")

*

Многие из нас помнят время, когда пустели улицы и дворы в час показа первого советского телесериала «17 мгновений весны».

Шел август 1973 года, в стране было как-то скучно, и вдруг – такое явление! 12 дней страна была прикована к телевизору, захваченная происходящими со Штирлицем событиями – плакали вместе с Кэт и ее ребенком, ненавидели хитрого и умного Мюллера, который частенько очень близко подбирался к нашему герою. Прелесть сериала ощутили сполна: герои приходят к тебе в дом каждый вечер, становятся родными и близкими.

Но страна была все еще закрытая, про жизнь «забугорную» мы знали мало – по французским комедиям и фильмам про «Анжелику» судить было нельзя. За «кордон» почти никто не ездил.

Перестройка открыла страну не только для товаров и вестей из другого мира, но и для новых фильмов, в том числе – «мыльных опер», о которых мы в то время даже не слышали.


*

Первая такая картина – фильм по книге, написанной в 1875 году, «Рабыня Изаура»
(100 серий по 20 минут) – была первой ласточкой, и сразу завоевала сердца советских людей, особенно сентиментальных женщин и девушек. Мелодраматическая сага, произошедшая в прошлом веке, волновала и трогала. Переживания героев, перипетии их любовной истории – все это становилось темой для разговоров и споров. В автобусах и трамваях, в очередях и на работе – все обсуждали увиденное.

Показан был фильм в октябре 1988 года, лихо закрученным сюжетом отвлекая от пустых полок магазинов, кризиса неплатежей и зарплат, выдаваемых гайками и трусами.

Мы увидели совершенно незнакомый мир, где красивые мужчины и женщины, охваченные сильными страстями, не останавливаются ни перед чем, чтобы добиться счастья. Фильм был направлен против рабства, и принят на «ура» Конечно, по законам жанра, героям мешали то злодейки, то обстоятельства, но все заканчивалось хэппи-эндом, а «мыльная опера» как жанр покорила тогда сердца советских зрителей.


*

Следующим потрясением был мексиканский телесериал «Богатые тоже плачут» (1978), действие которого происходило в наше время, а история героини была похожа на историю Золушки. Бедная, красивая и хорошая девушка ( а как же иначе) влюбляется в хозяина, тот – в нее, но межклассовые предрассудки не дают влюбленным соединиться. Тайны, потерянные и найденные дети, украденное завещание и прочие атрибуты мыльной оперы, захватывали всех.

Фильм был показан 18 ноября 1991 года, а 26 декабря 1991 года, в разгар событий в сериале, было подписано Беловежское соглашение о распаде СССР. Кто знает, может любовная история между Марианной и Луисом Альберто не дала разразиться гражданской войне? Вероника Кастро (исполнительница главной роли) стала кумиром советских зрителей, а в Рохелио Герра (Луис Альберто Сальватерра) влюбились все женщины ( Рохелио на днях скончался, Ц.Н.)

Вот это жизнь, вот это – история! Ничего подобного мы раньше не видели. Производственные сериалы и советские фильмы «про любовь» не шли ни в какое сравнение с насыщенной жизнью героев фильма, с их приключениями, страданиями и переживаниями. Наша серая обыденная, бедная жизнь раскрашивалась яркими красками.

Дождаться вечера и окунуться в это море цветов, музыки, поцелуев и томных взглядов, стало допингом для реального «выживания» в 90-е. А слоган «богатые тоже плачут» стал фразеологизмом, означающим – « не все так плохо в Датском королевстве», то есть у нас дома. Вон, как мучаются люди, а мы еще ничего – живем! 

Сериал с перерывами шел целый год, позволяя отдыхать после трудного дня, беготни по очередям, давал возможность «забыться и заснуть».

Но это все была какая-то не наша жизнь. Мексика и Бразилия с их латино-американскими страстями мало напоминали Россию.

И вот грянул гром, когда мы увидели жизнь настоящую, «американскую», в телесериале «Санта-Барбара» (1984г), с триумфом прошедшем по экранам многих стран мира. Правда, это была жизнь миллионеров, закрытая и интригующая, но все равно, про США мы знали очень мало, в связи с «холодной войной» и напряженными отношениями.


*

Сериал начали показывать осенью 1993 годе, потом были многочисленные перерывы, а закончили в 2002, показав в итоге из 2137 серий 1824. Надо сказать, нам и этого было довольно, чтобы увидеть, как живет «забугорье».

Фильм захватил миллионы. История семьи миллионеров Кепвелов, их друзей и родственников, состоящая из многочисленных любовных драм, болезней, потерянных и найденных детей, утраченных состояний – история, от которой невозможно было оторваться. Пока идеи авторов были новы и свежи, все смотрели с удовольствием, но когда амнезии стали повторяться, это начало раздражать. Мы смотрели на наряды, прически и украшения миллионеров, и что-то перенимали.

Все же - что это было? Окно в мир для человека, выросшего в закрытой стране, или очередная киносказка? Наверное, и то, и другое. И сказки «про красивую жизнь», и окно в мир. Добрые и открытые отношения американцев поначалу удивляли, особенно, когда они постоянно говорили друг другу : «Я люблю тебя!», целовались и обнимались. Наше общество, более сдержанное, если не сказать – суровое, было другим.

Похвалить своего ребенка, особенно прилюдно, было недопустимо. Считалось, что это – баловство, ребенок «нос задерет». А тут – нежные отношения у матери с дочерью, у отца с сыном. Это удивляло, хотелось вести себя так же, было понятно, что нам всем этого не хватает. Другой мир, другая жизнь, из которой можно было что-то почерпнуть для себя.

Миллионеры Кепвелы были живыми людьми, которые страдали не меньше простых смертных, а может, и больше, поскольку авторы приготовили им массу испытаний, надо же про что-то 2137 серий показывать!

Эти фильмы были «окном в мир», которого мы до этого почти не видели. Ежедневная жизнь людей, отношения, привычки, менталитет – все это было новым.

Уже потом, появилась возможность куда-то поехать, увидеть собственными глазами, пожить в других странах, составить личное впечатление. А тогда, в 90-е – «мыльные оперы» были единственной возможностью расширить свой кругозор, чтобы понять, что люди везде одинаковые, потому что все мы испытываем боль, страдание, разочарование, любовь и радость, независимо от цвета кожи и толщины кошелька.

И хотя «мыльные оперы» - не высокое искусство, мне хочется вспомнить их добрым словом.

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya


 https://pokupo.ru/promolanding 

7
72.278 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые