Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Последний город индейцев майя

Среди испанцев-конкистадоров, покоривших Южную Америку в XVI веке, произошел раскол. Один из них – Кристобаль де Олид, будучи посланным Кортесом - покорителем империи ацтеков и завоевателем их столицы Теночтитлана - во главе экспедиции из 6 кораблей для покорения Гондураса, взбунтовался и основал собственную колонию. Фернандо Кортес захотел покарать ослушника. Он решил отправиться по суше, чтобы заодно разведать местность. В экспедицию отправились около ста всадников, трёх сотен пехотинцев и трёх тысяч солдат из ацтеков.


Фернандо Кортес

Маршрут оказался крайне сложным. Экспедиция продвигалась по низменной заболоченной равнине, изобилующей реками. По воспоминаниям участников, за 100 километров перехода приходилось наводить 50 переправ. Но самой большой бедой был голод. Продовольствия не хватало. Население неохотно шло на контакт с чужеземцами. Стадо свиней, которое гнали в качестве запаса продуктов питания, разбежалось. Впрочем, испанцы считали, что свиней похитили погонщики. Люди перешли на подножный корм; скудные остатки маиса шли на корм лошадям.

Только на границе Мексики и Гватемалы, в густонаселённой местности Акалан, участники похода смогли отдохнуть. Там, в Акалане, Кортес приказал казнить трёх знатных ацтеков, которых он вез с собой в качестве заложников. Этот приказ он отдал, опасаясь, что они вступят в союз с майя. Казнь ещё больше осложнила ситуацию: весть о казни быстро облетела округу, и теперь местные индейцы снимались с места со всеми пожитками перед приходом экспедиции. В конце концов экспедиция вышла к большому озеру. Там, на острове, стоял город.

          
                      Город Флоренс на озере Петен-Итца сегодня

Кортес начал разбивать лагерь и отправил в город посланников. Они вернулись вместе с посольством. Выяснилось, что город называется Тайясаль или Та-Итца, а озеро - Петен-Итца. Неселяли город индейцы майя-ица. Кортес одарил послов и попросил о встрече с правителем.

Чтобы продемонстрировать свои добрые намерения, он отправил с посольством одного испанца и трёх оставшихся в живых заложников- ацтеков. А на следующий день в лагерь Кортеса приплыл сам правитель Тайясаля по имени Канека. Его сопровождала свита из 30 человек. Испанцы провели торжественную мессу, стараясь убедить Канеку в величии христианства. Тот, желая поскорей отделаться от незваных гостей, пообещал им принять христианство, сломать идолов и признать себя вассалом испанской короны. Кортес сам посетил Тайясаль с коротким визитом; расстались они с Канекой друзьями. Кортес попросил индейского правителя позаботиться о своем захромавшем коне по имени Морсильо. Экспедиция, получив продовольствие и проводника, продолжила свой путь в Гондурас.

Так сложилось, что о городе на озере забыли – почти на сто лет. Район оказался как бы островком среди испанских владений. Конкистадоры туда не совались: земли не сулили богатой добычи, а населявшие их индейцы были воинственными.

Первыми после Кортеса в Тайясаль пришли миссионеры – два монаха-францисканца, хорошо знающие язык инков. Правитель Канек – потомок того Канека, который принимал Кортеса – тоже весьма гостеприимно их встретил, позволил отслужить мессу у стен города. Однако принимать христианство не стал, а когда ему напомнили про обещание предка, отшутился, что мол сейчас пока не время.

Монахи узнали о существовании у индейцев ещё одного идола – обожествленного коня Кортеса. Тогда правитель Тайясаля сдержал обещание и, как мог, заботился о Морсильо. Но коней в Америке не было, а Кортес, судя по всему, не сказал чем его кормить. В итоге конь умер, а правитель приказал вырубить из камня его статую в натуральную величину. Идола назвали «громовым тапиром», очевидно, из-за внешнего сходства с этим знакомым индейцам животным; эпитет «громовой» был добавлен, видимо, от того, что испанцы ассоциировались у них с огнестрельным оружием.

Монахи прожили в Тайясале какое-то время, но потом их изгнали. Если эпизод, когда один из них осквернил идола, правителю удалось замять, то постоянные попытки францисканцев проповедовать начали раздражать жрецов; они натравили на миссионеров толпу, и те были вынуждены покинуть город.

В 1622 году испанцы всё-таки решили покорить Тайясаль. Туда была направлена экспедиция из 20 испанцев и 130 индейских солдат. Командовал ими Франсиско же Миронеса. Однако по пути он поссорился с сопровождавшим его миссионером Диего Дельгадо. Тот, и итоге, вошёл в город без Миронеса, в сопровождении десятка испанских солдат. На этот раз майя гостеприимства не проявили. Прибывших просто принесли в жертву на центральной площади. А потом убили и Миронеса с оставшимися у него солдатами.

После этого испанцы не трогали Тайясаль ещё почти 75 лет. Однако этот «островок независимости» все больше раздражал колониальные власти. Туда бежали уже принявшие христианство индейцы из испанских поместий, там они снова начинали исповедовать язычество. Воинственные лакадоны, живущие по средствам с майя, совершали набеги на контролируемые испанцами территории. И главное – независимые земли итцев мешали испанцам установить связи между Юкатаном и колониями

в Гватемале и на берегу Тихого Океана в Мексике. Решить проблему взялся новый губернатор Юкатана Мартин Урсуа-и-Арисменди. Он начал со строительства дороги от мексиканского штата Кампече до озера Петен-Ица. В 1694 г. Оно было закончено и испанцы двинулись на Тайясаль с двух сторон: из Гватемалы и с Юкатана. Наступление захлебнулось: на обеих направлениях нападающие получили достойный отпор. За дело снова взялись миссионеры.

В 1665 в Тайясаль отправился Андерс же Авенданьо-и-Лойола с требованием подчиниться короне. Обосновано оно было историческими ссылками и легендами. Так получилось, что примерно в это же время прибыло посольство от итцев. Возглавлял его племянник правителя, Мартин Чан. Он приехал с предложениями установить торговые отношения между Тайясалем и Юкатаном. Однако переводчик исказил его речь: получалось, что Мартин, якобы готов принять покровительство Испании. Не зная о том, как испанцы восприняли его речь, Мартин провел миссионеров в город. Те собирались принять участие в передаче Тайясаля Испании, и, ожидая прибытия испанских военных, занялись массовым крещением детей. Через три дня начался бунт; миссионеров выдворили из города. Через несколько дней их, умирающих от голода, подберут крещеные индейцы и передадут на контролируемую испанцами территорию.

А тем временем, испанцы, не зная об изгнании миссионеров, готовились принять Тайясаль в свои
владения. К озеру Петен-Ица отправился отряд из 60 испанских солдат и нескольких сотен индейцев. Командовал экспедицией Педро же Субийар. Капелланом был Буэнавентура. Уже на берегу озера отряд был атакован. Часть испанцев, в том числе Буэнавентура, были взяты в плен и потом потом принесены в жертву. Субийар, однако, не решился штурмовать город. Существуют упоминания о ритуальном убийстве ещё одной миссии, направлений к майя-ица позже.

Испанцы поняли, что военных действий не избежать. По построенной недавно дороге привезли материалы для постройки судов; прямо на берегу озера собрали галеру и несколько лодок для десанта. Индейцы на пирогах окружили испанские суда и начали обстрел из луков. Хотя губернатор Юкатана, находившийся на галере, приказал не открывать огонь, солдаты все же начали стрелять. Эффект был неожиданным – индейцы бросились в бегство. За годы изоляции они не сталкивались с огнестрельным оружием и пришли в ужас. Испанцы и их союзники-индейцы вошли в опустевший город. Жители разбежались по окрестным лесам; в руки испанцев попали всего несколько тысяч. Хотя историки сейчас спорят о том сколько людей жило в Тайясале, очевидно, что большинству удалось ускользнуть.

По свидетельствам европейских чиновников, ещё в 19 веке поселения майя-итца в лесах Белиза и провинции Петен оставались практически независимыми. А среди жителей современного гватемальского города Флорес, расположенного на месте Тайясаля, до сих пор бытует легенда о покоящейся на дне озера статуе коня.

Автор @elderlyperets

Литература:

  • Пол Джон, Робинсон Чарльз. Ацтеки и конкистадоры. Гибель великой цивилизации. — М.: Эксмо, 2009.
  • Верлинден Ч., Матис Г. Покорители Америки. Колумб. Кортес / Пер. с нем. А. Д. Дэра, И. И. Жаровой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  • Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства Инков / Пер. со староисп. В. А. Кузьмищева. — Л.: Наука, 1974.

изображения с лицензией ссо

3
17.540 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые