Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Предпосылки создания музеев кино на Западе

Анри Ланглуа

Специфическая природа кинематографа, соединение в нем двух начал – искусства и развлечения – требует своего осмысления, в том числе и в формах музейного пространства, а именно – музеях кино.

Музей – явление историческое, он порождение своего времени с его ценностными ориентациями, героическими и повседневными реалиями. Современный музей – не исключение, он часть породившей его культуры, и поэтому анализировать его в качестве феномена возможно только в контексте культуры рубежа ХХ и ХХI веков.

Выход музея за рамки «собирателя и хранителя» артефактов расширил само понимание особого, музейного, отношения человека к действительности, определившее возникновение и становление социокультурных форм и институтов, оформивших, по-видимому, изначально присущую человеку потребность копить, сохранять и передавать материальные и духовные ценности.

Однако, после этапа оформления этих социокультурных институтов, период стабилизации и своеобразной «унификации» музейных форм не наступил, а, напротив, человечество столкнулось с их дальнейшим развитием.

Результат этого развития – усложнение морфологии музейного пространства; создание музеев, широко задействующих новые формы организации и функционирования своих внутренних и внешних ресурсов для раскрытия содержания тех феноменов культуры, которые еще недавно не «заслуживали» музеефикации.

Несомненно, кинематограф – один из таких феноменов, а музеи кино – одни из самых современных и потенциально многогранных форм развития музейного дела.

На Западе создание музеев кино – прерогатива общественных и государственных организаций, а также отдельных энтузиастов, сумевших адекватно оценить историческое значение стремительно утрачиваемого кинофонда. Надо отдать им должное, они своевременно осознали негативные последствия массового уничтожения фильмов немого кино и воспротивились этому.

Созданию киноархивов и киномузеев во многом способствовала деятельность киноклубов, движение которых начинает развиваться с 1920-х годов.

Киноклубы – массовые организации кинозрителей и любителей киноискусства. В основу деятельности киноклубов вошли просмотры фильмов, встречи с кинематографистами, лекции и дискуссии.

Первый киноклуб был создан во Франции в 1920 году и получил название «Друзья седьмого искусства». Инициатором его возникновения стал искусствовед и кинокритик Риччотто Канудо.

                       

                                                     Риччотто Канудо

Луи Деллюк, режиссер и теоретик кино организовал «Синеклуб», способствовавший открытию и развитию киноклубов во всем мире.

Однако наиболее «знаковой» фигурой в синефильском движении был подвижник-кинолюбитель Анри Ланглуа, основавший в 1935 г. киноклуб «Круг кино», а в 1936 г. (совместно с режиссером Жоржем Франжю) Французскую синематеку.

Следует отметить, что в первой трети ХХ в. понятия «киноархив» и «киномузей» часто звучали как синонимы и многие киноархивы назывались киномузеями. С другой стороны, идентично киноархиву было понятие «синематека».

Анри Ланглуа наполнил, как считает бывший директор Государственного центрального музея кино (Москва) Н.И. Клейман, понятие «синематека» новым содержанием – идея синематеки возникла как некая альтернатива студийному музею. Студийный музей – хранилище негативов, а Синематека – собрание позитивов, притом общедоступное, подобное библиотеке.

Из архива в его классической форме, в дополнение к фильмам, которые там хранились, возникла Синематека, а внутри Синематеки как классической формы общедоступного кинопоказа стала формироваться идея музея кино по Ланглуа, т.е. собрания и экспозиции всего, что связано с кинематографом – с его историей, с рождением фильмов, с кинотворчеством.

Синематека А. Ланглуа

Результатом усилий А. Ланглуа и других немногочисленные киноархивов и синематек было создание в 1938 году Международной федерации киноархивов (Federation Internationale des Archive du Film).

Благодаря этой организации были не только спасены тысячи уникальных кинолент, но и изменено само отношение к кинематографическому наследию.

В 1947 г. была основана Международная федерация киноклубов (МФКК), общественная организация, созданная с целью развития международного сотрудничества киноклубов. В своей деятельности МФКК решает следующие задачи:

1. Содействовать сохранению фильмов как произведений искусства и исторических документов;

2. Способствовать созданию и функционированию киноархивов во всех странах;

3. Помогать сбору и международному обмену фильмами и документами по истории и искусству кино, укреплению творческих связей между кинематографистами разных стран.

В ноябре 1946 г. при ЮНЕСКО была создана международная неправительственная организация Международный совет музеев ICOM (International Council of Museums). В настоящее время совет объединяет 25 комитетов, два из них имеют непосредственное отношение к современным аудивизуальным технологиям:

1. Комитет по музейной документации CIDOC;

2. Комитет по аудиовизуальным технологиям AVICOV.

Логотип ICOM

Работа ICOM в области сохранения аудиовизуального наследия осуществлялась благодаря контактам и содействию Международной ассоциации научного кино, созданной в 1947 году, и Международной ассоциации кинохроники и хроникальных фильмов, созданной в 1957 году.

Большим шагом в объединении организаций, занимающихся пропагандой и сохранением аудиовизуального наследия, послужило создание в 1958 году Международного совета по кино и телевидению.

Кроме того, сами музеи становятся заказчиками создания кинофотоматериалов. Так, например, в 1923 г. американским антропологом Ф. У. Xоджом по заказу Музея американского индейца был снят фильм об индейцах племени зуньи. Съемки 1930-х гг., выполненные Маргарет Мид на острове Бали, финансировались американским музеем естественной истории. М. Мид глубоко верила в методологическую ценность этнографического кино; она оказала благотворное влияние на многих кинематографистов следующего поколения, работающих в этом жанре.

Итак, на Западе теоретическое осмысление процессов архивации и музеефикации киноматериалов шло по двум направлениям.

Во-первых, становление и развитие кино как вида искусства вызвало появление многочисленных киноклубов и синематек. Помощь в организации их деятельности (в том числе и теоретическую) оказывали ведущие киноведы того времени – Ж. Садуль, Л. Деллюк, Р. Канудо, Дж. Лейда, А. Монтегю.

Тесное взаимодействие кинокритиков и кинолюбителей, а также профессиональных кинематографистов, поддержанное общественным мнением, привело к появлению многочисленных международных организаций, деятельность которых была связана с проблемами сохранности и популяризации кинематографического наследия, а также подготовило почву для создания киномузеев, осуществляющих ту же политику и, кроме того, формирующих особое пространство диалога музея и визуальной культуры.

Во-вторых, проблемное поле взаимодействия музеев и кинематографа активно осваивалось представителями этнографической науки и первыми кинодокументалистами (А. Мид, Р. Флаэрти). Благодаря их усилиям была актуализирована проблема взаимодействия экспонатов с визуальными источниками, расширено представление об экспозиционном потенциале собственно кинофильмов. Все это позволило изменить представление об организации музейного пространства и сделать возможным появление нового типа музеев – музеев кино.

Автор – @viromiro

 см. тег "историякино"

0
16.879 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые