Афганистан. Гражданская война, или «Талибан.Бамиан долина Будды, шиизма и образованных женщин»

Автор @sydneyshow

Этот цикл статей не является пропагандой экстремизма, а также любой возможной формы ксенофобии, и не пытается оскорбить религиозные чувства. Все указанные здесь события являются анализом книги «Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии» журналиста по имени Ахмед Рашид.


Ахмед Рашид

Упоминаемые группировки Талибан и Аль-Каида являются запрещёнными

Бамиан на протяжении всего времени играл важную роль в истории средней Азии. Это долина, которая лежала на шёлковом пути, и через неё проходили все религии, которые в принципе характерны для Азии. В старые времена это был мощнейший оплот буддизма. Об этом напоминали две огромные статуи Будды, высеченные в скале.


Более высокий из двух Будд Бамиана в 1976 году

Это уникальные памятники, которым нет аналогов в мире. Их размеры поражают воображение, но больше, чем размеры, поражает то, что они выполнены в классическом индийском стиле, но задрапированы в греческую одежду. Это единственный пример в истории такого симбиоза индийского и среднеазиатского искусства вместе с эллинизмом (искусство древней Греции), принесённым туда войсками Александра Македонского.


Живопись гротто в 2008 году

Рядом со статуями на большой высоте высечены пещеры, украшенные невероятной росписью, в которых жили монахи. В сумме с пещерами это место представляло собой очень важный религиозный центр, куда стремились паломники из Китая и Индии. Бамиан является последней территорией в современном Афганистане, которая была исламизирована. На протяжении нескольких столетий попыток исламизации жители долины берегли свои духовные корни и защищали буддизм даже после прихода ислама.

Будучи единственной дорогой через горный массив Гиндукуш, Бамиан нередко становился территорией, за которую проливали много крови. Так, например, в 1222 году защитники долины убили внука Чингисхана(!), в результате чего монгольский дед вырезал все население.

Но и во время современной войны и господства Талибана Бамиан страдал. К обработке годится только 10% земли и 1997 год стал неурожайным. Голод был настолько распространённой проблемой, что даже дети с опухшими животами играли в «Талибан», воображая, как грабят конвои талибов с зерном. Хазарейцы голодали за то, что они – хазарейцы.

Всегда была вражда с пуштунами, но Талибан придал этой вражде новые формы и звучание. Сунитско-шиитский конфликт был той причиной, по которой Талибан не воспринимал хазарейцев, как членов общества, обозвав людей с явно монгольскими чертами лица, исповедовавших шиизм, «мунафакиины», что буквально означает лицемеры или фальшивые мусульмане.


Бамианская долина

Талибан перекрыл все дороги в этот край, пытаясь вынудить хазарейцев сдаться, в результате чего Бамиан и три соседних провинции стали голодать. Сухие цифры таковы: на Бамиан приходится приблизительно 350 000 человек и на остальные провинции ещё 700 000, в сумме миллион голодающих.

С севера привезти провиант тоже не представлялось возможным по причине хаоса и беззакония, которые там устроили узбеки в боях как между собой, так и с Талибаном, и из-за сильных снегопадов. Это вызывало когнитивный диссонанс у международных организаций, но реальным шоком для всего мира стал тот факт, что Пакистан передал талибам 600 000 тон зерна и даже не попросил последних открыть дороги для международных фондов. Впервые за двадцать лет ведения боевых действий на территории Афганистана голод использовали как оружие (фактически для этнических чисток).

Но помимо религиозных противоречий был ещё один фактор, которой раздражал Талибан – женщины. Дело в том, что у хазарейцев женщины играли важную роль, что само по себе вносило дисбаланс в политику шариата. Хизб-и-Вахдат – это политическая партия хазарейцев, которая была в оппозиции к талибам, и вот в этой партии среди 80 высших функционеров 12 были слабого пола. Они были образованы, некоторые были врачами, а ещё несколько (О, ужас!) юристами. Для законов шариата юрист — это совсем плохо.


Хазарейские девочки

Мало того, бежавшие из Кабула хазарейские женщины создали в Бамиане свой импровизированный университет, который, вероятно, являлся самым бедным в мире, но образование давал. Талибов такое положение вещей приводило в ярость, но этим они спровоцировали обратную реакцию - хазарейцы сплотились, они испытывали гордость за то, что противостоят этим жестоким исламистам.

«Мы ненавидим талибов, они против всякой цивилизации, афганской культуры и в особенности женщин. Они позорят ислам и афганский народ» Это сказала доктор(!) Хумера Рахи, которая преподавала персидскую литературу в университете. Хазарейцы всегда были слабым звеном в этой войне, но реальность придала этим людям уверенности. После бойни в Мазари-Шарифе, в которой шииты принимали очень активное участие, стало ясно, что талибов можно победить. Кроме того, хазарейцев не бросили их друзья по вере и языку в лице Ирана – на построенный аэродром приходили военные грузы. Строго говоря, им помогали несколько разных государств, которые зимой 1998 посетил Карим Халили.

Один 14-летний солдат по имени Ахмад Шер, проведший уже два(!) года в боях, сказал: «Мы спасаем север от талибов».

Продолжение следует
Изображения с лицензией ССО
Статьи данного цикла можно прочесть в авторском теге sydneyshow


Торговая платформа Pokupo.ru

историяvox-populichaos-legionполитикаsydneyshow
25%
3
230
194.795 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
230
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые