Музеи под открытым небом ( из цикла "Археология").Часть 4
Автор @hranitelmuzeya
А покажите нам наглядно знаменитую архитектуру и материальную культуру известного горного и усадебного города Екатеринбурга, например, вновь спрашивает любознательный гражданин.
Да-а, вопрос. Ведь у нас в городе за 20 лет уничтожили не только практически всю историческую средовую застройку, но и за сотню историко-архитектурных памятников. Не так давно снесли одну из усадеб знатнейших купцов Рязановых , а ведь она входила в десятку первых (конец XVIII в.) каменных гражданских зданий Екатеринбурга.
А как выглядит их большая усадьба на ул. Куйбышева? Вот так...
Даже единственная того же времени территориально сохранившаяся усадьба купцов Расторгуевых с парком и прудом на Вознесенской горке и то не восстановлена полностью. А ведь этот дворец достраивал знаменитый уральский архитектор М. П. Малахов, и его "классика" многим симпатичнее раскрученного сейчас практичного конструктивизма.
В начале XIX в. он возвел комплекс каменных зданий госпиталя Верх-Исетского завода — красота, но не сейчас. Здание уже много лет гниет 178 под «временной» дощатой крышей, ведь старый купол давно снесли, а фасад завесили тряпичной картинкой.
Не лучшая ситуация с монументальной Конторой Верх-Исетского завода и другими памятниками. Областной музей и не только обладает экспонатами последних столетий, но насколько интереснее и практичнее было бы осуществление проекта по созданию архитектурно-исторических музейно-туристических комплексов — кварталов «Старого города», где не только бы работали тематические музеи, традиционные промыслы, но и можно было бы пожить в крестьянском дворе, мещанском доме или дворянской усадьбе купца или горного офицера.
Но это чиновникам не надо, у них с бизнесом наверно свои дворцы и усадьбы имеются, где можно пожить в соответствующей обстановке.
Не стоит забывать исследования на месте Командирского двора первой половины XVIII в. Командира Уральских и Сибирских Заводов Н. Г. Клеопина. В результате собрана не только уникальная коллекция артефактов, но и найдено хозяйственное бревенчато-плаховое сооружение 1720-х гг., с двумя коваными лопатами, лежащими под ее полами, именно ими строили Екатеринбург.
Сделать из объекта «музей под открытым небом» не удалось по известной причине. Не смогли спасти от чиновников и строителей и две Главные усадьбы Командиров Г. В. де Геннина и В. Н. Татищева.
Первую построил Геннин, используя для фундаментов собранные дикие камни, ведь каменоломен еще не было. Вторую отстроил Клеопин к середине XVIII в. уже на гранитных блоках — каменоломни работали. Почти весь археологический культурный слой территории усадеб уничтожили в 2010 и 2012 гг..
Да, кстати, опять вопрос к месту. А как действовали знаменитые Уральские каменоломни? Ведь не только малахитом мы были славны, но и яшмой, родонитом, мрамором, известняком. Ведь все шло на строительство Санкт-Петербурга и Московских дворцов и многого другого. А не забыть бы и главный камень Урала — гранит!
Стены и фундаменты всех зданий, полы, лестницы, сводчатые подвалы, столбы оград, брусчатая мостовая, плитчатые тротуары, подземные каналы ливневки, надгробные склепы и памятники, мосты и так далее — все из него. В НПЦ СО был проект не только по созданию музейной экспозиции, но и оформлению ряда каменоломен XVIII–ХХ вв. как «музеев под открытым небом». С возможностью научно-экспериментальных работ, то есть как для ученых, так и туристов.
Но чиновникам это не надо.
Продолжение следует
Статьи данного цикла читайте в авторском теге hranitelmuzeya
Об авторе : Образование - исторический факультет Пермского государственного университета. Музейный работник.
Фото из архива музея
Изображения с лицензией ССО