Урал в годы Первой мировой войны (по материалам газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости»).Часть 2

Автор @kraeved

Начало

Заботу о воинах и их семействах проявляли и общества трезвости. Очень активно работало Иоанно-Предтеченское общество трезвости при Вознесенской церкви Екатеринбурга. Его члены пытались бороться с местными торговцами, повышающими цены на продукты первой необходимости. При этом обществе было учреждено сестричество, куда вошли жены трезвенников. Каждая сестра получила отдельный участок с проживающими на нем семьями воинов и должна была неуклонно, ежедневно наблюдать за благосостоянием и здоровьем членов этих семей, а также оказывать моральную, христианскую поддержку осиротевшим семьям.

7 апреля 1915 года на театр военных действий был отправлен подвижной лазарет, сооруженный на пожертвования служащих и рабочих Уральских горных заводов. Сопровождавшим полевой лазарет была вручена икона праведного Симеона Верхотурского с напутствием: «Святой угодник Божий, которого чтит наш Государь Император и наш Верховный Главнокомандующий, да будет вашим небесным защитником. Его молитвами да сохранит вас Господь на поле бранном и возвратит вас всех здоровыми и невредимыми» .

Врачи и сёстры милосердия подвижного лазарета в районе боевых действий

Летом 1916 года одному из полков, отправлявшемуся из Екатеринбурга во Францию, по распоряжению епископа Серафима была выдана во временное пользование походная церковь. Очевидно, это была церковь-палатка, освященная в декабре 1910 года во имя Святителя Николая Чудотворца и предназначенная для миссионерских поездок к вогулам севера Верхотурского уезда. Первым походным священником, служившим при этой церкви, был отец Аркадий Гаряев, принявший мученическую кончину летом 1918 года в Камышловском уезде и ныне причисленный к лику святых.

Осенью 1916 года на имя Епископа Серафима пришло письмо из Франции от русских солдат. Вот выдержка из него: «В полку всё благополучно, и все шлют сыновний привет Вам. Рад, что имею возможность прислать Вам фотографический снимок нашей походной церкви, великолепию которой мы всецело обязаны Вам. Церковь находится в трех верстах от немцев. Снаряды из легких пушек частенько свистят над ней, но это не страшно: привыкли» .

Парад русских войск по Ру Рояль в Париже 14 июля 1916 года. Почтовая открытка

В разных источниках упоминается о том, что элементы временных полковых церквей (иконостасы) русского экспедиционного корпуса были переданы в православные храмы Франции. Возможно, так поступили и с Николаевской походной церковью.

Через год после начала военных действий на Урал стали прибывать беженцы. 22 августа 1915 года первая партия беженцев прибыла в Нижний Тагил. Это были 105 рабочих рижских заводов с семьями. По национальности — русские, поляки, латыши и литовцы. Многих беженцев расселяли по монастырям.

В июле 1915 года на монастырское иждивение принято 90 человек выздоравливающих и увечных воинов и 420 детей-сирот. Верхотурский мужской монастырь приютил у себя 25 инвалидов-воинов и 50 детей, Успенский близ Верхотурья — 5 инвалидов и 30 сирот, Верхотурский Покровский монастырь — 4 инвалида и 45 сирот .

В августе-сентябре 1915 года в уральских монастырях стали размещать лиц духовного звания, монахов и монахинь из эвакуируемых приходов и монастырей. Всего на этот период у нас нашли приют 430 монахинь, 100 монахов, 8 священников, 16 диаконов и 270 беженцев обоего пола. В Верхотурский мужской монастырь поселили 50 монахов, 1 священника, 2 диаконов и 200 беженцев обоего пола; в Верхотурский женский монастырь — 1 диакона с семейством, 50 мо- нахинь и столько же беженцев; в Успенский женский близ Верхотурья — 1 диакона с семейством, 30 монахинь и старух и детей до 20 человек . Был учрежден приют для беженцев духовного звания.

В конце 1915 г в Верхотурье был образован городской Комитет помощи беженцам под председательством В. А. Ардашева. С сентября по ноябрь 1915 года в этом комитете было зарегистрировано до 300 беженцев. Они обедали в особо устроенной для них столовой.

Комитет удовлетворял нужды беженцев в теплой одежде. Для детей беженцев был оборудован приют на 75 человек. «При деятельности Комитета имеется в виду: оказывать помощь беженцам, но не приучать их к тунеядству. Поэтому, если прибывший работоспособен и знаком с каким-либо ремеслом, то он не лежит долго на плечах Комитета, но ему быстро предоставляется подходящая работа в городе или уезде, причем для начала работы закупается иногда материал (например, сапожникам). Лицам, не имеющим возможности отлучиться из дому, дается подходящая работа на дом (пряжа шерсти, вязанье метел и проч.). Вообще население Верхотурья относится с участием к беженцам и посильно стремится облегчить их участь».


Вид на Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. 1909.Фото С.М.Прокудина-Горского

Продолжение следует
Статьи данного цикла можно прочесть в авторском теге краевед

Источник: газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости»( издание Екатеринбургской епархии, выходившее с 19 апреля 1886 по май 1917 г.г).

Изображения с лицензией ССО (Википедия) и из архива музея

Об авторе: Образование - исторический факультет Уральского государственного университета, музейный работник


Торговая платформа Pokupo.ru

историяistfakvox-populiобразованиекраевед
241
214.404 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
241
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые