Верхотурские воеводы. Фёдор Сомов
Автор @nikalaich
В "Актах исторических…" присутствует ряд грамот на имя воеводы Федора Сомова. Так, в июле 1619 года верхотурский ямщик Ивашко Рагайлов привез в Верхотурье из Москвы две грамоты.
Ответ на челобитную верхотурских ямщиков гласил: "От Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всеа Русии, в Сибирь на Верхотурье воеводе нашему Федору Ивановичу Сомову. Били челом Сибирские Верхотурского города ямские охотники Ивашко Рагойлов да Мишка Янтулцов, и с товарищем, своих Верхoтурских ямских охотников пятдесят человек место, а сказали: гоняют де они всякие наши службы с прошлого со 109 году, зимние и летние, ежеденно, на шесть дорог, к Соли Камской, на Чюсовую, на Епанчин, на Пелым, на Лелю, на Тагил верст по четыреста и по пяти сот, против трех городов, Перми и Кайгородка и Усолья Камского, а Пермичи де и Кайгородцы и Усолцы наймуют подводу на волок до Верхотурья по три и по четыре и по пяти рублев, а они де покупают на яму всякую лошадь но четыре ж и по пяти рублев, и те де они свои лошади отпущают к Соли Камской и на волoкy де у них те лошади с надсады и от великие нужи помирают, потому что мосты все погнили и по рекам водою посносило и коренья отопталася, а снеги на Камени падут рано и дорогу заломило лесами большими, а преже де сего тое дорогу чищивали с ними вместе тремя городы, Пермью Великой, Кайгородком, Усольем Камским, а ныне де тое Дорогу чистят одни они; а наперед де сего нашего денежного жалованья было им Верхотурским ямским охотником по двадцати рублей да хлеба по двенадцати четьи ржи и овса, а ныне де всего дают им нашего денежного жалованья по семи рублев, a хлеба ничего не дают, и того де им нашего денежного жалования и на полгода не ставает, и они де, от тех далних многих гонебных служеб, лошадми опали и одолжали великими долги, жены и дети свои многие в подводах позакладовали, и многие де товарыщи их от той ямской гонебной далней службы розбрелися, а и досталные бредут розно ж; и нам бы их Сибирских Верхотурского города ямских охотников, Ивашка Рагойлова да Мишку Янтуцова с товарыщи, для их далних многих гонебных служеб пожаловать нашим денежным и хлебным жалованьем, к старым их окладом к семи рублем прибавкою" .
Необходимо упомянуть еще об одном немаловажном событии, произошедшем в данный период. Ранее я уже рассказывал о "царской невесте" в статьях цикла Первые Романовы и Земля Святого Симеона. Но, поскольку цикл этот был отдельный и к "Воеводам.." не привязанный, то для "полноты картины" повторю здесь рассказ о несчастной девице Хлоповой.
В 1619 году переведена была из Тобольска в Верхотурье ссыльная девица Мария Хлопова, бывшая невеста царя Михаила Федоровича, вместе с дядей своим И. Желябужским, матерью его, женой и братом. Когда первому царю из династии Романовых Михаилу шел двадцатый год, мать решила его женить. Михаилу уже была мила одна девушка — Мария Хлопова.
С Хлоповой он познакомился еще ребенком, когда его семья была отправлена в ссылку при Борисе Годунове. При Дмитрии Самозванце Михаила с матерью вернули в Москву. Туда же переехала и Хлопова. Маша, рано потерявшая мать, жила в царском дворе с бабкой, принадлежавшей к древнему боярскому роду Желябужских. Мать царя, инокиня Марфа, склонялась к Марии Долгорукой, девице из знатного и богатого рода.
Однако Михаил все-таки выбрал Хлопову. По обычному порядку Хлопову ввели в царские хоромы и сменили ей имя. Царская невеста получила имя Анастасия. Однако произошло неожиданное… По мнению современников, ближний боярин царской матери Михаил Салтыков чем-то опоил царскую невесту, а когда ей стало плохо, заявил: "Невеста порченая. Черной немочью больна, к чадородию государеву неспособная".
Мария Хлопова вместе со всем семейством Желябужских была отправлена в Тобольск, а затем в Верхотурье. Некоторое улучшение положения Желябужских в Верхотурье по сравнению с Тобольским — половина воеводского дома и приличное денежное содержание — связано с возвращением из польского плена отца Михаила Федоровича — Филарета (Федора) Никитича. Михаил рассказал отцу об опальной невесте.
Было проведено расследование, и Хлопову признали здоровой. Салтыков, за которым значились и другие «грешки», попал в опалу… Машу со всем семейством Желябужских перевели в Нижний Новгород, и они ждали скорого возвращения в Москву. Однако мать царя снова решительно заявила, что своего благословения на брак с Хлоповой не даст. Филарет больше в свадебное дело не вмешивался, а царь согласился на брак с княжной Долгорукой (та умерла через несколько месяцев после свадьбы от тяжелой болезни). Хлопова скончалась в 1633 году.
Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея и из Википедии
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника