Верхотурские воеводы. Начало "эры Романовых". Зюзин Беляница Лаврентьевич
Автор @nikalaich
Времена новые, а проблемы - старые. Да ещё усугубленные глубочайшим кризисом как следствие затяжного "Смутного времени". Первый русский царь из династии Романовых венчался на царство 11 июля 1613 года.
С 1613 года на Верхотурье начинают приходить грамоты от нового царя — Михаила Федоровича Романова. Новое правительство обласкало верхотурского воеводу Степана Степановича Годунова— он стал боярином и был оставлен на очередной срок воеводой на Верхотурье.
Трудности испытывала не только центральная часть страны, в Сибири также была непростая обстановка: с различных мест доносили о «шатости и измене» татар, вогулов и остяков. А Москва требовала сбора ясака и посылки пушнины. Чтобы приобрести новые ясачные волости, верхотурская администрация использовала всевозможные ухищрения, в том числе прямые доносы на соседей пермяков. Их обвиняли во всех грехах, в том числе в продаже аборигенам заповедных товаров — оружия и доспехов. В октябре 1613 года из Москвы на Верхотурье отправлена грамота боярину и воеводе Степану Годунову о платеже сылвенскими и иренскими татарами и остяками ясака и десятой пошлины по-прежнему на Верхотурье:
Служилые люди сибирских гарнизонов из-за трудностей в стране не получали жалования во- время. В этом отношении город Верхотурье был в лучшем положении — таможня и кабацкое дело приносили доходы. 5 апреля 1614 года из Москвы на Верхотурье отправлена грамота воеводам Степану Годунову и Блянице Зюзину о посылке денег на Тару для раздачи служилым людям:
Михаилом Федоровичем в начале 1614 года послана грамота Годунову о постройке 9-ти кочей «для Мангазейского хода». Годунов умер в 1614 году и погребен в Костромском Ипатьевском монастыре, в усыпальнице под папертью Троицкого собора; потомства он не оставил. Трое его детей, умершие в младенчестве, погребены в Троицкой лавре.
Белянице Зюзину пришлось до конца срока исполнять обязанности воеводы. Грамоты из Москвы приходили на его имя. Так, 30 ноября 1614 года на Верхотурье отправлена грамота воеводе Белянице Зюзину о выдаче верхотурским служилым людям хлебного жалования из привозного хлеба:
До мая 1615 года Зюзин вел переписку с Москвой. 8 января из Москвы последовала царская грамота о денежном и хлебном жаловании новокрещеному Осипу Шехиреву, обратившемуся с челобитной к царю:
27 января послана царская грамота воеводе Зюзину о том, чтобы пашенные крестьяне и торговые люди чистили верхотурскую дорогу вместе с ямщиками, по их, ямщиков, челобитной. Грамоту воеводе привез верхотурский ямщик Ивашко Перевалов:
В феврале 1615 года последовала новая грамота в ответ на очередную челобитную ямских охотников с просьбой освободить их от платежа сенных денег:
В том же 1615 году верхотурскому воеводе Белянице Лаврентьевичу Зюзину было приказано прислать 10 кочей для перевозки в Мангазею березовских служилых людей.
В 1615 году Зюзин оставил Верхотурье.
Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея и из Википедии
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника