Сербишинский Введенский монастырь. "Эта дорога ведет к храму..."(продолжение)
Автор @blagodar
«Поддерживаемые добрыми людьми, сестры решили построить для себя храм. Для его начала они собрали до 2 тысяч рублей. 18 июня 1913 года по благословению Преосвященнейшего Митрофана Введенский храм был заложен.
По его же представлению в ноябре этого же года была утверждена Сербишинская женская община. В ней под начальством Варвары собралось 37 насельниц, преимущественно молодых девиц. 1 февраля 1914 года совершено освящение деревянного однопрестольного храма. Особенно крупных жертвователей на его построение не было: поддержали окружающие влиятельные и состоятельные лица, да потрудились крестьяне деревни Сербишино.
Освящение храма поручено было благочинному монастырей архимандриту Ксенофонту. Для проповеди слова Божиего командирован епархиальный миссионер-проповедник. Из окружающих приходов приехало семь иереев и несколько диаконов. Из Нижнетагильского женского монастыря прибыла игумения Мария с хором певчих.
Несколько опытных в духовной жизни и в хозяйстве сестер были командированы сюда еще раньше. Сестры новооткрытой общины до сих пор жили самостоятельно под управлением Варвары. Не имея храма, они не знали твердо и порядков богослужебных и монастырских. Сестры Нижнетагильского монастыря явились их учительницами и руководительницами.
31 января отец архимандрит совершил малый постриг и облек в иноческие одежды насельниц обители. В ожидании Всенощного бдения я посетил место подвигов Онисима. Версты полторы мы проехали на лошади. Ее пришлось оставить у подножья крутой горы, на которую можно только взойти пешком. Тропинка идет немного наискосок горы. Она утоптана и местами разрыта. Видно, по ней часто ходят. При подъеме два раза пришлось остановиться и отдохнуть.
На верху горы стоит высокий крест, и близ его домик. Входим в сени, представляющие большую комнату. В ней от железной печки страшный угар. Направо от сеней вход в комнаты — собственно в кухню, от которой отгорожены две комнаты, по одному окну в каждой. Здесь живет новопостриженная инокиня с послушницей. По другую сторону сеней пристройка над входом в пещеру. Вход с улицы. Узкая дверь ведет почти в такой же ширины коридорчик, из которого направо выходит в комнату, находящуюся под сенями дома. В ней несколько священных изображений, перед которыми стоит стол с кружкой для подаяний. Направо спуск в пещеру.
В каменной горе высечен узкий коридор длиною в две 86 сажени, заканчивается он двумя комнатами шириною аршина два. В одной из них каменное ложе, в другой — икона пророка Илии с неугасаемой лампадой и перед ней аналой с книжками акафистов, которые читаются насельницами дома ежедневно. Света снаружи нет никакого, только лампадка освещает лик пророка. В этом подземелье воздух лучше, чем в комнатах. Подвигами древних пустынников веяло тут. Здесь начал свои подвиги Онисим, но, повинуясь Церкви, перешел в указанную ему обитель Пермской епархии. Его пострижение в монахи назначено на один день с женой…
1 февраля в 8 часов утра начался благовест… После облачения священнослужителей соборно был совершен водосвятный молебен, а потом и чин освящения храма. Народ стоял сплошной стеной. Все двери храма были открыты, иначе не хватило бы воздуха… 2 февраля 1914 года за Литургией после малого входа отцом архимандритом Ксенофонтом совершено пострижение в монашество настоятельницы общины инокини Варвары. При пострижении ей дано имя Валерии.
Восприемницею и духовной матерью ее была игуменья Мария. Невиданный здесь чин пострижения произвел на всех глубокое впечатление. Во время его совершения не только инокини обители, а и многие из мирян плакали…».
Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ , СОКМ, Храма Преображения Господня д. Сербишино, а так же с лицензией ССО