Сербишинский Введенский монастырь. "Эта дорога ведет к храму..."
Автор @blagodar
Деревня Сербишино (прежнее название Малехоны) получила название по имени вогульского шамана Малехонга, по преданию жившего в этих местах четыре века назад. Она принадлежала Краснопольскому приходу, располагалась в 12 верстах от Быньговского завода, в 4–5 верстах от Нижних Таволог, в 25 км от города Невьянска.
Деревня основана между 1763 и 1782 годами. Заселяли ее выходцы из Краснопольских деревень. Четвертой ревизией 1782 года в Сербишине зафиксировано пять семей (63 человека, из них 29 мужского и 34 женского пола), к 1795 году население выросло до 70 человек (31 мужского и 39 женского пола), в 1800 году в деревне жило 65 человек (34 мужского и 31 женского пола), в Ревизской сказке 1811 года зафиксировано 54 души мужского пола, в 1858 году проживало 232 человека (119 мужского и 113 женского пола), в 1866 году — 266 человек.
По переписи 2010 года постоянное население — 44 человека (19 мужчин и 25 женщин). Первыми жителями были крестьяне-переселенцы из деревень Решевской (Шмаковы, Бородины и Новоселовы), Верх-Нелобской (Балакины) и Фетковки (Коноваловы). Они занимались земледелием и приисковыми работами. В селении имелись сохолады, мастерские по изготовлению кирпичей, обжигу извести, сбываемой в Невьянском заводе. В 1908 году в деревне в 97 дворах проживало 455 человек обоего пола.
Деревня знаменита тем, что когда-то здесь проживал старец отец Симеон Сербишинский (в миру Анисим Михайлович Бородин). На малой родине старца почитают как святого, могила его стала местом постоянного паломничества, как и Симеоновский родник со святой водой. Анисим Бородин родился в 1857 году и до 18 лет жил в Сербишино, занимался сельским хозяйством. Затем стал ходить по разным монастырям: сначала жил в Верхотурье, потом был в Екатеринбургском монастыре, ходил на Белую Гору, в Казань, Киев, был в Иерусалиме, на Афоне и многих других местах.
Странствовал он с 1875 до 1909 года, то есть 34 года. В 1909 году остановился на постоянное место жительства в монастыре на Фаворе (Осинский уезд). С началом Гражданской войны Анисим вернулся на родину. Сан принял после революции, служил временно как иеромонах взамен выбывавших священников на разных приходах: в Быньгах, Шайтанке, Решах, Бродовой, Южаковой, Леневке, в деревнях Мостовой и Останиной.
В начале 1935 года из Останинской церкви вышел в отставку и на постоянное место жительства уехал в родное Сербишино. Отцу Симеону было 77 лет. Варвара Григорьевна Бородина родилась в 1861 году. С 1895 по 1913 год состояла послушницей Сербишинской общины. В 1908 году община объединяла 15 женщин.
Священник М. Титов писал в 1914 году в «Екатеринбургских Епархиальных ведомостях» об основании монастыря: «Лет десять тому назад двое боголюбивых жителей деревни Сербишино, Онисим Михайлович Бородин и жена его Варвара Григорьевна, не имея детей, решили послужить Богу исполнением монашеских обетов. Онисим удалился для подвигов версты за полторы на близлежащую крутую гору. Здесь он выкопал землянку-пещеру, где подвизался в посте и молитве; установил крест на насыпном каменном возвышении — Голгофе.
Воду брал из ключика, к которому проложил дорожку с лестницей из каменных плит, и часто говаривал приходившим к нему людям: «Меня не будет, а ключик мой не забывайте, пейте водичку, водичка в нем целебная». Варвара же осталась в деревне и собрала вокруг себя девиц, желающих послужить Богу. Для содержания их они с Онисимом отдали свою землю. Крестьяне деревни Сербишиной поддержали спасающихся сестер — прибавили им земли и помогали трудами и пожертвованиями. Молодым насельницам пришлось выдержать немало подозрений и даже гонений, прежде чем начальство уверилось в их намерениях.»
Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ , СОКМ, Храма Преображения Господня д. Сербишино, а так же с лицензией ССО