Сумерки европейской гигиены. Мифы, легенды, факты…


В последнее время много читаю о средневековой Европе. И вот обнаружила, что на просторах Интернета существует буквально засилье информации о том, что европейские города в Средние века представляли собой смердящие выгребные ямы, населенные не менее смердящими, никогда не мывшимися жителями, выливавшими на головы друг другу из окон ночные горшки. От чего якобы и пошла мода на ношение париков…

Особенно любят почему-то сравнивать европейские средневековые города с как бы эталонно чистыми городами средневековой Руси. В общем возникли у меня какие-то сомнения и желание найти более достоверную информацию. Спешу ей с вами поделиться!

Итак начнем с вопроса, все-таки мылись они или нет?


«Купающаяся женщина» Рембрандт

Как оказалось существуют источники, свидетельствующие о том, что с XIII по XVI века в европейских городах было весьма немалое количество общественных бань. В Париже к концу XV века насчитывалось 30 общественных бань, в Нюрнберге в это же время 13, во Франкфурте-на-Майне, согласно документам в 1387 году было 29 общественных бань, а в Вене в 1534 году – 11. Примечательно, что в той же Вене в середине XIV века бань было значительно больше - 26.

Так же весьма популярной была профессия банщика. Профессиональные банщики были объединены в гильдии, которые регламентировали их работу строгими правилами. Стать банщиком было не просто. Получению звания квалифицированного банщика предшествовало 8 (!) лет обучения и необходимость выдержать экзамен. А в качестве экзаменаторов выступали старейшины гильдии и члены городского совета.

В обязанности банщиков входило не только организация процесса мытья, но и кровопускание, вправление суставов, бритье бород, вырывание зубов, лечение пиявками, и даже ампутации.

Надо отметить, что банщики стояли довольно низко на социальной лестнице, так как их работа считалась грязной, связанной с нечистотами. Но в более позднем средневековье общественный авторитет банщика-цирюльника-лекаря значительно возрастает.

Выбравшие профессию банщика должны были соответствовать следующим требованиям: не моложе 15 лет, быть обученными грамоте, обладать хорошим здоровьем.

Баню в Европе, как и на Руси, принято было посещать по субботам и в преддверии больших церковных праздников. «Банные ваучеры» могли выдаваться в качестве оплаты за услуги или в подарок. Встречалась даже практика деловых переговоров в бане. Существовали так же и бани предоставляющие услуги интимного характера.

К XVI веку культура посещения городских бань приходит в упадок из-за эпидемий и возросших цен на дрова. Но это вовсе не свидетельствует в пользу того, что люди перестали мыться. На смену банной традиции приходит культура использования индивидуальных ванн, в том числе и портативных. Хотя и оставшиеся бани не пустовали. Аристократия продолжала их посещать,зачастую не только ради мытья, но и ради удовольствий.

Нормой были каждодневные гигиенические процедуры, такие как омовение рук, ног и лица, причем исключительно ледяной водой, к чему приучали сызмальства. А с середины XVI века уже появляется зубная щетка.


«Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье, ок. 1571» Франсуа Клуэ

Женская гигиена в те далекие времена так же существовала. Первые биде появились именно во Франции, в XVII веке. В переводе это слово означает - маленькая лошадка, так как первые биде действительно по форме своей напоминали лошадок. Интересно повествует автор «Лондонских дневников» Сэмюэл Пипс о том, что его супруга гугенотка Элизабет- любительница попариться в бане- не допускала мужа в постель, если тот не принял перед сном ванны.

Так же в пользу того, что мытье было делом обязательным и для коронованных особ, говорит тот факт, что о впавшем в старческий маразм короле Пруссии Фридрихе Великом, отказавшемся на старости лет мыться и менять белье, сохранились весьма презрительные воспоминания.

Еще очень популярен миф о том, что французский король Людовик XIV в жизни не купался и источал ужасающее амбре. Нет возможности определить источник этой информации, получившей столь широкое распространение. Но, согласно воспоминаниям герцога Сен-Симона, короля ежедневно утром обтирали лосьоном из лепестков розы. После ему подавали свежее белье. Так же при помощи слуг Людовик XIV омывал руки водой смешанной с вином. Переодевался король полностью (в том числе менял белье) по 3-4 раза в день и каждый раз при этом его растирали лосьоном. Ванны в жизни короля так же регулярно присутствовали, но принимал он их в медицинских целях (что было записано в его медицинской карточке) и для расслабления. А еще он был любитель развлечься подобным образом с фаворитками. Надо отметить, что придворные старались во многом копировать привычки своего короля.

Одним из критериев чистоты в Средние века было белое белье, что широко отражено в живописи того времени. Огромное количество полотен изображают прекрасных дам и кавалеров с выставленными напоказ белоснежными кружевными манжетами воротниками и жабо. Большие деньги тратила знать на белье. Так же принято было давать в приданное невесте огромное количество белья по нескольку дюжин сорочек, «8 сундуков рубашек из фламандского кружева», «4 рулона материи для белья». Представьте только, какая это прорва для одной женщины. Все это указывает нам на то, что белье принято было менять часто. Частая смена белья это была еще профилактика от вшей и блох. Считалось, что эти насекомые питаются выделениями человеческого тела.

Тут хочу привести пару примеров того насколько трепетно относились к чистоте европейские дамы.

В 1648 году во время беспорядков в Париже Анна Австрийская вместе со своими сыновьями и придворными вынуждена была спешно покинуть Париж, не взяв с собой личных вещей. В своем дневнике она описала какие неудобства ей это доставляло.

Так же философ и мэр Бордо Мишель Монтень (1533-1592) в личных записях оставил нам свидетельства своей приверженности к чистоте: «Мне трудно выносить запах собственного немытого тела. Считаю невозможным обходиться без частой смены рубашек, умывания по утрам и после еды».

Возникновение традиции мыловарения и ее расцвет приходится на эпоху позднего средневековья и начала нового времени. Людовиком XIV были приглашены ко двору марсельские и генуэзские мыловары. Стоит отметить, что варение мыла было тогда достаточно дорогим удовольствием.

В XVI-XVII веке в Париже было колоссальное количество прачек.


«Прачка» Жан Батист Симеон Шарден.

По Сене плавали специальные лодки-прачечные и стирать белье разрешено было только на этих лодках. Конечно, по сегодняшним меркам тогдашние люди пахли гораздо сильнее, ведь дезодоранты и антиперспиранты появились сравнительно недавно. Но, тем не менее, нельзя сказать, что в галантные века люди не считали личную гигиену необходимой.

В преддверии французской революции в Версале находилось 700 ванн. Вообще, замечу, что Версаль времен Людовика XV, который так любят приводить в пример авторы, смачно описывающие беспредел «придворных грязнуль», нельзя считать эталоном в вопросах соблюдения личной гигиены тогдашними европейцам по причине невероятно большого количества народу, постоянно присутствовавшего при дворе (до нескольких тысяч), и, соответственно, нехватки мест общего пользования.

Что касается вони в городах – конечно проблема была и была глобального масштаба. А что еще ожидать от городов без канализации. Но и русские города господь не уберег от этой беды. Петербург до постройки канализации не сильно отличался от Парижа. Да и в Москве XVII века, например, по Тверской улице текли зловонные потоки, сливаемые жителями улицы. А в Москву-реку стекали потоки отходов боен и кожевенных мануфактур. Добавьте к этому всему огромное количество лошадей со всеми их продуктами жизнедеятельности. Обо всем этом можно прочесть в «Истории канализации Москвы и Петербурга». Да и эпидемии, сопровождавшие всю эту красоту, к сожалению не обошли стороной и русские города. Вши, блохи, клопы, венерические болезни, холера, чума, туберкулез и серьезная смертность населения вплоть до конца XIX столетия- все это имело место быть и у нас, и нисколько не меньше чем в Париже или в Лондоне…

Как-то так :))

С уважением @kupava

изображения с лицензией ссо

историяistfakvox-populiобразованиежизнь
25%
11
211
205.326 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
211
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые