The Shadows – ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ, НО ПОЯВЛЯЮТСЯ ВНОВЬ И ВНОВЬ…

НАЧАЛО – ТЕХНИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ

В начале 60-х электрогитара стала самым модным инструментом, а в СССР к тому же – редким. Промышленность СССР их не выпускала, в отличие от стран соцлагеря, где быстро наладили производство своих моделей электрогитар, содранных с западных.

В ГДР электрогитары выпускала фабрика «muzima», в ЧССР – «Jolana», в Болгарии – «Орфей». В СССР их можно было купить в специальных магазинах в Москве и в Питере. Поэтому вначале все пытались обойтись самодельными – вынимали из телефонных трубок катушки и делали звукосниматели, которые крепили к обычным гитарам. На таких инструментах я играл в школьном ансамбле. Вторая проблема заключалась в аппаратуре.

Чтобы электрогитара издавала звук, её надо было воткнуть в усилитель, а усилитель выдавал звук на динамики (колонки). Понятно, что ничего такого не было и использовали магнитофоны, радиолы, усилители для кино и для озвучивания больших помещений. И третья проблема в том, что для голоса нужна была гораздо более качественная и мощная аппаратура, да ещё и микрофон приличный, который в СССР не выпускался, а те микрофоны, что выпускались – были ужасны.

Я помню, мы нашли отличный выход – покупали у водителей городских автобусов (ИКАРУС венгерского производства) микрофон, через который водитель объявлял остановки. Он был класса на два выше, чем все советские. Но это было позже, гораздо позже, а пока мы вынуждены были обойтись без пения и играть чисто инструментальную музыку. Так как, похоже, эта проблема была чрезвычайно острой во всём тогдашнем СССР, то повсеместно процветал стиль «сёрф-рок», пришедший с Запада.

ТРИ ГИТАРЫ И УДАРНИК

Что это за стиль? Это инструментальная музыка в современных ритмах, исполняемая тремя электрогитарами со строго определёнными функциями (соло, ритм, бас) и удврника. Иногда, если кто был особо богатый – туда добавляли электроорган и что-нибудь духовое, типа саксофона.

Это название пришло из Калифорнии, где и зародился этот стиль. Пьесы для такого состава или брались у западных групп или сочинялись самими участниками – просто подбиралась мелодия любого шлягера.

Конец 60-х – на всех танцах ансамбли исполняли инструментальную музыку на электрогитарах, и только в начале 70-х ночали обзаводиться самодельной аппратурой для голоса и начинали петь.

Я прошёл весь этот длинный путь и мне знакомы все приёмы и способы добычи аппаратуры и инструментов для самодеятельной рок-группы или, как тогда прилично было называться – ВИА (вокально-инструментальный ансамбль).

А на Западе этот самый сёрф-рок зародился, обрёл популярность и прешагнул к нам, в СССР. Я понимаю, почему он был так популярен в СССР – отсутствие приличной голосовой аппаратуры (потому что в середине 70-х, когда промышленность худо-бедно что-то стала выдавать, то этот стиль – инструментальной гитарной музыки – сдох сразу, и все начали петь…), но почему он был так популярен на Западе – понять не могу. Другого объяснения, кроме – «с жиру бесились» - у меня нет.

ТИПИЧНЫЕ ГРУППЫ СЁРФ-РОКА

Классическими и самыми успешными сёерф-группами на Западе были английская Shadows и американская Ventures.

             
*

Они играли на удивление одни и те же гитарные вещи, но кто у кого воровал – сказать затрудняюсь. В СССР в этом стиле играли «Поющие гитары» - все их инструментальные вещи (кроме явно самопальных, типа «Степь да степь кругом») их руководитель Анатолий Васильев копировал у тех же Shadows.

А кроме них был весьма популярен квартет «Электрон» (потом – «Новый Электрон») под руководством немолодого уже гитариста Валерия Приказчикова (Липецкая филармония). Они исполняли в основном гитарные пьесы на темы тогдашних модных песен советских композиторов и пьесы своего сочинения Ну вот, про наших я рассказал всё, теперь вернёмся к истокам.

Shadows – УСПЕШНОЕ НАЧАЛО

Группа Shadows образовалась в 1959 году в Лондоне. Но она существовала и раньше – но под другими названиями. Состав классический – три гитары и ударник. Бессменный руководитель – прекрасный гитарист Хэнк Марвин, положительного вида молодой человек в больших роговых очках, похожий на студента Шурика из «Операции Ы».

Основной задачей группы было аккомпанировать известному английскому певцу тех времён Клиффу Ричарду – оттуда, наверное, и пошло их стремление ограничиться инструментальной музыкой (хотя иногда они всё-таки записывали некоторые песни, но очень мало.

*

Пение их мне показалось неплохим, но не роскошным). Но потом им стала мала роль чисто аккомпанирующей группы и они заключили с фирмой звукозаписи отдельный от Клиффа Ричарда контракт на издание своих дисков.

Тут им подвалила большая удача – композитор Джерри Лорден подарил им инструментальную пьесу «Apache». Эта вещь мгновенно взлетела на вершины хитпарадов и вышибла оттуда пластинки самого Клиффа Ричарда.

Потом спустя годы и годы они то расходились с Клиффом, то возвращались к нему аккомпонировать, так как вместе у них получалось отлично, а одной инструментальной музыкой , как показала жизнь – прокормиться трудно.

*
Кстати – эту вещь, «Апачи» - играли в СССР в те годы все, начиная с Поющих Гитар и кончая каким-нибудь школьным ансамблем в Богом забытом Мухосранске. А английская группа Shadows исполнять её никогда не переставала и исполняет до сих пор. Видео прилагается.

ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

Начиная с середины 60-х у группы начинаются трудные времена – время сёрф-рока уходит, началась битломания, родилось множество групп, идёт бешеная конкуренция - чья песня будет более популярной… Но сочинение песен не входит в круг интересов Shadows и они принимаются делать инструментальные каверы известных хитов, от «The House of the Rising Sun» до «Satisfaction»…

Но на последнем издыхании их пригласили на гастроли в Японию. Не знаю почему, но японцы обожают западную рок-музыку, но мало того – они вдруг заторчали от сёрфа и загорелись послушать самую крутую в Англии сёрф-роковуб группу. Что говорить – откормились там ребята, в Стране Восходящего Солнца их приняли на ура!

ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА

Сразу после японского тура группа распадается. В 1973, почувствовав некоторую ностальгию публики – группа Shadows собирается вновь. В 1990-м Марвин окончательно распускает группу. Но в 2004 собирает, чтобы замутить прощальные гастроли.

*

Ну, вроде всё. Но нет, в 2009-м группа собирается и вместе со своим незабвенным Клиффом Ричардом едет в гастрольный тур в честь пятидесятилетия группы… Не стареют душой ветераны английского рока!

 @nikulinsb 

Видео  Geert Mook
 

 Платформа Pokupo.ru ищет региональных представителей.
Обязанности, выгоды и условия сотрудничества — здесь.    

историяistfakvox-populiмузыкажизнь
25%
6
232
33.470 GOLOS
0
В избранное
Сообщество Истфак
Historia est magistra vitae
232
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые