Художник Василий Бакшеев (из цикла "След в Истории")
24 декабря исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося русского живописца В.Н.Бакшеева.
Родился Василий Николаевич в 1862 году в дворянской семье.
С 1878 по 1888 годы учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Г. В. Перов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.
Наиболее сильное влияние на Бакшеева оказал Поленов. Его живопись, как и у Поленова, проникнута светлым чувством и тонко передаёт поэтические стороны повседневной жизни людей и скромную красоту русской природы.
В 1887 году появилась первая жанровая картина Бакшеева - "Девушка, кормящая голубей". Молодая девушка Анна,позировавшая художнику, впоследствии стала его женой, а подмосковная деревня Зайцево, в которой он рисовал этот сюжет, стала его местом проживания почти на сорок лет.
За ней вышли в свет "Житейская проза" (1893 г.), "Неудачники"( 1900 г.) и другие. В эти годы он писал небольшие жанровые правдивые картины со свежим взглядом на живопись. Наиболее значительная из них- "Житейская проза". Бакшеев как бы вводит нас в дом, где живут простые, скромные люди. Комната оклеена дешевыми обоями бирюзового цвета и заполнена старыми, обжитыми вещами. За чайным столом сидят скромно одетые мать, отец и дочь. Здесь произошел тяжелый разговор между стариком отцом и дочерью. Отец смотрит на дочь и, видимо, ждёт ответа. Дочь же, отвернувшись, заплаканными глазами смотрит в окно и, переживая горечь, молчит.
Художник, с большим мастерством психолога, точно определяет характер каждого из них и их взаимоотношения. Он рисует нам столкновение между представителями разных поколений.
Художник увидел, как в мирную, прочно сложившуюся жизнь скромных " маленьких" людей вторглись мучительные переживания, "жгучие вопросы", как между людьми, прожившими вместе долгую жизнь и продолжающими любить друг друга, рождаются острые конфликты, возникает непонимание "отцов" и "детей".
Развивая ту же тему, Бакшеев в картине "Неудачники (За обедом)" рассказывает нам о беспросветных буднях семьи, измученной "существованием" в безжалостном к человеку мире.
Все картины этого периода творчества художника отличаются тонким единством цвета и душевным сопереживанием человеку.
В начале 90-х годов 19 века Бакшеев примыкает к передвижникам: с 1891 года он стал принимать участие в их выставках, а в 1893 году вступил в члены Товарищества и писал исключительно жанровые картины.
Однако уже с первых лет двадцатого века всё сильнее и сильнее Бакшеева начал привлекать пейзаж, и он стал работать, главным образом, как пейзажист, изображая родную природу, где и проявил себя как художник, тонко чувствующий красоту и поэзию природы, как замечательный мастер жизнеутверждающего лирического восприятия, чем и занял виднейшее место в истории советской живописи.
Стоит полюбоваться его прекрасными пейзажами: "Голубая весна" (1930 г.)
"Дорога в лес" ( 1935 г.)
С 1922 года Бакшеев был членом Ассоциации художников революционной России.
В 1943 году за свои изящные пейзажи получил государственную премию и в 1947 году его избрали действительным членом Академии художеств СССР. За заслуги в области изобразительного искусства Советское правительство наградило его званием "народный художник СССР" в 1956 году.
Василий Николаевич Бакшеев прожил около 96 лет. Его художественная и педагогическая деятельность продолжалась более 70 лет. Он был художником во всей полноте этого слова.
В последние годы жизни ему уже было тяжело ходить, а по утрам немели руки и ноги. Но он всё же, превозмогая себя, ходил, работал в мастерской, стоя за мольбертом, бывал на выставках, в Художественном институте, а вечерами принимал гостей.
Такие наказы оставил Бакшеев молодым художникам...
Автор: @tata-ovsyanik
изображения с лицензией ссо
[author=tata-ovsyanik]