Верхотурье. Крестовоздвиженский собор - третий по величине православный храм России. Заключительная часть
Автор @blagodar
Верующие всей Екатеринбургской епархии восприняли известие о готовящемся царском даре как символ монаршего благочестия и внимания ко всем уральцам. Такого дара императорский дом не делал ни одной другой церкви или монастырю Урала.
В епархиальной прессе почтение монархов к верхотурскому праведнику сопоставлялось с их почтением к Серафиму Саровскому, прославленному в их царствование в 1903 году.
Из Екатеринбурга был организован крестный ход к торжествам освящения придела и сени. Путь до Верхотурья богомольцы должны были преодолеть за 19 дней — с 6 по 24 мая, обратно выйти 28 мая. На каждый день планировалось от одной до четырех проповедей — в зависимости от количества остановок. Параллельно с крестным ходом тысячи паломников добирались до Верхотурья самостоятельно по железной дороге.
Сохранились подробнейшие и весьма эмоциональные описания этого крестного хода, сделанные его непосредственными участниками, которые, к сожалению, не могут быть воспроизведены в рамках статьи, но живо свидетельствуют о том, что торжества стали экстраординарным событием не только для Верхотурья, но и для Уральского региона в целом.
Вслед за паломниками прибыл в Верхотурье полковник Лейбгвардии Павловского полка Дмитрий Николаевич Ломан, который должен был от лица императорской семьи торжественно передать сень монастырю. Акт о передаче был подписан 25 мая, а сама сень, как и Симеоновский придел, освящены двумя днями позже. Тогда богомольцы и смогли увидеть царский дар.
«Сия сень сооружена к мощам Симеона праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных кнажен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен».
Второй — правый придел был освящен также епископом Серафимом накануне Симеонова дня 1916 г. — 10 сентября, в честь Успения Пресвятой Богородицы, уже с меньшей торжественностью, чем Симеоновский.
Со строительством Крестовоздвиженского собора Николаевский монастырь окончательно стал архитектурной доминантой в религиозном, да и во всем городском ландшафте Верхотурья, что отражало и новую — выходящую за пределы уральского региона славу главной святыни — мощей Симеона Верхотурского, и новый статус монастыря — первоклассного, каких были единицы по всей стране, да к тому же находящегося под особым покровительством императорской семьи.
«Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю отцу Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днем освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Александра».
Верхотурье стало религиозной столицей Урала, а монастырь — его эпицентром. И это исторически сложившееся соотношение в полной мере передавал ландшафт города, главной частью которого стал Верхотурский Николаевский монастырь. Само строительство Крестовоздвиженского собора воплотило и давние традиции монашеской жизни, став поистине общим делом строительства дома для молитвы своими трудами — живое воплощение принципов общежительности, проведения насельниками своей жизни в трудах и молитвах и, конечно же, молитвенного уединения.
Таким образом, Крестовоздвиженский собор знаменовал собой и возрождение монастыря, и прославление Верхотурского Праведника, что и было для Верхотурья конкретным воплощением того торжества христианства, в честь которого и был установлен праздник Воздвижения Креста Господня.
Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ , СОКМ, музея Свято-Николаевского монастыря, а так же с лицензией ССО