Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Верхотурские воеводы 17-го века. Воеводские наказы

Эта глава посвящена правовым документам, регулировавшим принципы местного самоуправления , а так же должностным инструкциям чиновников.

Верхотурье. Уральский городок с небольшим населением, но большой Историей. В настоящее время один из мировых центров православия, "Духовная столица Урала". В средние века крупнейший торговый центр ,"Ворота в Сибирь", столица нынешней Свердловской области . С единственным в регионе Кремлем и самым густонаселенным уездом.

источник

Перед отъездом на место назначения воевода получал царский наказ — инструкцию по управлению с перечнем всех его обязанностей, чему должен был неукоснительно следовать. Наказы писались по единому образцу и включали в себя следующие части: вступление в должность нового воеводы, порядок приема должности от прежнего воеводы, постановление о финансовом управлении, отношение воеводы к местному обществу и выборным должностям, постановления о полицейской деятельности и определение военных обязанностей воеводы, правила его отношения к иноземцам...

Другими словами, воеводский наказ — это разновидность правового документа, устанавливающего принципы местного управления. и в то же время должностная инструкция отдельному лицу. Существование общего Формуляра наказов для всей территории государства, единые задачи, стоявшие перед воеводским управлением, означали начало унификации административного правотворчества центральной власти. С другой стороны, наказы как регулярно выдававшиеся инструкции способствовали большему контролю правительства над местным управлением, позволяли при желании оперативно вносить изменения в отдельные его части.

Наказы сибирским воеводам менее разнообразны, чем это можно было ожидать, учитывая специфику городов, находящихся в неодинаковых географических и хозяйственных условиях. Например,постатейное сравнение наказов одного года (1691) в Березов, Тару, Туринский острог показывает, что они практически идентичны. В одновременных наказах 1631 года в Мангазею и Верхотурье различия есть только в статьях. связанных с хлебопашеством (Мангазея была "непашенным" городом).

Наказ определял круг обязанностей воеводы. При этом подчеркивалась преемственность дел администрации: воевода должен руководствоваться прежними и нынешними государевыми наказами и грамотами. Основную мысль, настойчиво повторяемую в наказах, сибирские воеводы не могли не усвоить — указание исполнять свои функции в соответствии с тем, «как будет пригоже и государеву делу прибыльнее", чтобы «впредь та прибыль была прочна и стоятельна». Обеспечение максимальных доходов казны являлось главной целью системы местного управления, и деятельность воевод оценивалось в центре прежде всего с этой фискальной точки зрения.

В наказах были указания, относящиеся к военным функциям воеводы: «проведывать» намерения потенциальных противников,поддерживать в надлежащем состоянии укрепления, строить новые, набирать и содержать гарнизоны, оказывать помощь соседям. Из всех слоев русского населения Сибири служилые люди являются главным объектом заботы правительства. Сразу после принятия города прибывшему воеводе предписывается выдать жалованье служилым людям, следить за тем, чтобы они не растратили его на «корчемное питье» и азартные игры. С середины Х/Н века значительное место в наказах уделяется порядку верстания служилых людей в выбылые оклады. Особые статьи касались контроля за сбором ясака, правил торговли приезжающих в Сибирь торговых людей (торговые операции только в городе, на гостином дворе, сбор пошлины, выдача проезжих грамот...).Воевода обязан был «высматривать» новые земли, пригодные для государевой пашни, призывать на нее «охочих людей»

Легко заметить, что забота правительства об увеличении землепашества и развитии сибирских посадов была обусловлена
необходимостью обеспечить местные гарнизоны хлебом и предметами промышленного производства. Интересы же самого посадского населения и вопросы развития местных промыслов в наказах никак не отражены.

Одной из основных задач воеводского управления было регулирование сибирской торговли. С 1597 года со всех товаров было предписано брать десятую часть их стоимости. для сбора таможенных пошлин с торговцев и промышленников на торговых путях устраивались таможни, назначались таможенные головы и целовальники (сборщики казенных доходов) из числа служилых и посадских людей. С 1628 по 1649 годы в наказах меняются компетенции в отношении контроля за таможенной службой. В 1628 году воеводская администрация имела право отстранять от дел таможенных голов и целовальников, плохо исполнявших свои обязанности, и указывать о проведении выборов новых.

По наказу 1649 года воеводы осуществляют общий контроль за деятельностью таможенной службы (ежемесячная проверка таможенных книг). но сместить голов без разрешения Москвы они не могут. В 1646 году из ведения всех сибирских воевод (кроме тобольских) изъяли право на выдачу проезжих грамот торговым и промышленным людям. Таким образом. таможенная служба постепенно выходит из прямого подчинения воеводским властям: «...И в таможенное во всякое депо им... воеводе и дьяку однолично не вступаться никоторыми делы, чтоб в том...таможенной пошлине недобору не было». Самостоятельность таможенного ведомства выражалась в том, что таможенные головы получали наказные памяти непосредственно из Сибирского приказа.

Сравнивая сибирские наказы первой половины столетия, можно отметить случаи, когда в них появились новые статьи под влиянием общих законодательных установлений. Так. после известного указа 1633/34 годов о запрещении употребления табака соответствующая статья входит во все наказы. Конфискованный табак сибирским властям предписывалось публично сжигать на торгу". С 1625 года появляется характерная концовка для всех воеводских наказов. Это запрет «однолично» воеводам с перечнем их наиболее типичных злоупотреблений и с угрозой быть от царя в опале за нарушение данных статей. Сами эти статьи-запреты занимают немалое место, причем в них отразились именно сибирские условия «корыстной» деятельности воеводской администрации. Ей запрещалось отдавать меха торговым людям для провоза на Русь, покупать и вывозить с собой представителей аборигенного населения («чтоб сибирская земля пространелася, а не пустела»), отсылать за Урал купленных у кочевников лошадей, кабалить местное русское население.

Как ни странно, Соборное Уложение 1649 года в наказах практически не отразилось, а судебная власть воевод определена в них на редкость кратко и расплывчато. В самых общих выражениях им указывается вершить суд «праведно» и оговаривается процент судебных пошлин. Так же неопределенно даются инструкции по обращению с ясачным населением: «ласково, а не жесточью».

Судебно-полицейские права воевод и вопросы, связанные с политическими (в понимании феодального государства) преступлениями, в наказах фактически обойдены. Многочисленные конфликты сибирских «миров» с властями и отказы воеводам со стороны населения лишь во второй половине столетия нашли отражение в наказах. Воеводам лаконично предписывалось следить за служилыми людьми, чтобы «шатости и заводов и кругов и бунтов и одиначества при них и после их... не было».

Постоянное сравнение наказов в Сибирь показывает, что их основное содержание, сложившееся к середине 17-го столетия, в дальнейшем изменялось лишь в малой степени. С 1690 года в наказы входит специальная статья, посвященная порядку крещения представителей аборигенного населения. Христианизация ставилась под контроль светских властей. В наказе 1690 года указывалось крестить только тех, кто подает в местную приказную избу челобитную об этом, само правительство видимо с неохотой относилось к фактам перехода аборигенов в православие, ибо новокрещены уменьшали количество ясачного населения (в наказах еще с начала 17-го века их рекомендовалось определять в служилые люди).

Изменения довольно устойчивого стереотипа наказов можно заметить только к концу 17-го столетия. Характерные признаки Петровской эпохи -статьи о разведывании всякой руды, о постройке каменных казенных зданий...

Несмотря на свою стереотипность, воеводский наказ для администратора, впервые попавшего в Сибирь, был необходим. Служилые дворяне несколько раз за свою карьеру могли оказаться на воеводствах в самых разных частях государства в своих действиях ориентировались прежде всего на статьи наказа.


Реконструкция интерьера «приказной избы» XVII века в музее «Коломенское»

Библиография :

Археологические и исторические исследования в г. Верхотурье.- Банк культурной информации,Екатеринбург, 1998 .

Акты исторические,собранные и изданные Археографической комиссией.Т.1-5.СПб.,1841-1842 .

Верхотурские грамоты конца 16-начала 17 вв.- М.,1982.- т.1.2.

Вершинин Е.В.Воеводское управление в Сибири (17 век).- Екатеринбург: МУМЦ "Развивающие обучение",1998.

История Урала с древнейших времен до середины 19 в: Хрестоматия/Сост.А.Т.Шашков ,Д.А.Редин,В.А.Ляпин.- Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та,2002.

Корчагин П.А. История Верхотурья(1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурно-исторической среды города.- Екатеринбург: "РГ-Урал",2012.

Романцов С.В. Государева служба .Военная и гражданская служба в Государстве Московском, Российской империи,ССФ и России.- М,: Астрель,2010

Русский биографический словарь.- СПб,:типография И.Н.Скороходова,1905./ Репринтное издание,Аспект-Пресс.-М.,1997-1999.

Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"

0
142.108 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые