Верхотурские воеводы . Городской голова Салманов. "Шаловливые ручки"

Гаврила Самойлович Салманов был, вероятно, из тех чиновников, что не упускают и собственную выгоду. Тем более, что с июля 1600 г., после смерти Верхотурского воеводы князя Вяземского, он остался единоличным  управителем города и уезда.

               
                                      Верхотурье. Гравюра Виктора Адама

В августе 1600 года из Москвы была отправлена грамота Салманову с выговором за притеснения пермских «посошных людей». Салманову пенялось, что он самовольно задержал на три недели пермяков, принуждая их покупать сено для лошадей только у него , причём по завышенной цене, а так же заставлял возить лес для строительства судов. Кроме того, Салманов принуждап отрабатывать только пермяков, а с устюжских и усольских посошных брал«посулы»(взятки). В результате пермяки «в конском корму охудали и одолжали великими долги».

Рассмотрев челобитную пермских посошных людей, Борис Годунов достаточно резко выговорил Гавриле Самойловичу:

«И ты б вперед так не воровал, пермским и иных городов посошным людем ни в чем продажи и насильства и обиды никоторые не чинил, и хлебных запасов лишних, мимо наш указ, и посулов и поминков не имал. И сеном и иными никакими запасы и товары не торговал, и посошных с подводами на Верхотурье мимо наш указ не держал ни одного часу».

Салманова предупреждали, что все убытки будут с него доправлять вдвое, а кроме того «тебе ж от нас быти в великой опале»". Однако, судя по всему, Салманова это не остановило.

Ему запретили торговать своим сеном, но после смерти князя Вяземского осталось его сено, которым голова тоже приторговывал.

В декабре 1600 года из Москвы отправлена грамота голове Салманову с приказанием «отписать на государя» сено, скошенное для продажи князем Вяземским, и запрещением торговать сеном голове.

«Слух нас дошел, что живучи на Верхотурье князь Иван Вяземский косил на себя сено и тем сеном торговал. да и ныне де того сена осталось копен с восемь сот. А велел деи то сено князь Иванов сын Вяземсково без себя продать же. Да и ты де живучи, сеном торгуешь же».

Сено приказано продать, деньги сдать в казну, а за распроданное сено деньги вернуть.

«А сам бы еси вперед сеном не торговал. А будет учнешь торговать и тебе от нас быт в великой опалы“.

Салманову на воеводстве приходилось решать те же вопросы, что и на пару с князем Вяземским. Одной из важнейших задач по-прежнему был сбор ясака. В декабре 1600 года Сапманову была выслана подробная информация о сборе налога с ясачных людей.

Во-первых, перечислялись те, кто освобождается от сбора налогов:

«А которые будет ясачные люди стары и увечны, и слепы, или больны и лесовать им не точно, и с тех ясачных людей, с старых, и с увечных, и з больных нашего ясаку имать есмя не велели на ком будет взяти не мочно».

Во-вторых, указывалось, кто и как должен собирать ясак:

«И ты б тотчас для нашего ясаку выбрал служивых людей из детей боярских и ис казаков и ис стрельцов сколько человек пригоже лутчих людей и привел их к нашему х крестному целованию, на том, что им Верхотурсково уезда с ясачных князьков, и с остяков, и с вагуличь... наш ясак соболи или лисицы, и куницы, и белки, и горностаи збирати по ясачным книгам сполна».

В третьих, четко перечислялись запреты для сборщиков:

«А мелочи худые, лоскутиков собольих и куньих, и бобровых, и беличьих не имати и с корысти себе ни в чем не чинить. И с собою по городкам и по волостям никаких товаров не возити, и с ясачными людьми ничем не торговати б, ясаку не обменяти, лутчих соболей, и куниц, и лисиц, и бобров. и белки и горностаев себе не имати, а своих худых соболей и бобров не класти» .

В четвертых, воеводе указывалось, что после сбора ясака необходимо опросить «лутчих людей» из ясачных, чтобы узнать, не обижали ли их сборщики: «да на ково учнут сказывати и бить челом‚ ты б на них тот час управу давал, и наказанье учинил...».

С сентября 1600 года из Москвы от царя Бориса Годунова была отправлена грамота голове Г. С. Салманову с запрещением русским торговым людям торговать помимо Верхотурского Гостиного двора С татарами, остяками и вогуличами до уплаты ими ясака, а также продавать им «заповедные» товары.

             
Сбор ясака. Из экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

 Библиография ЗДЕСЬ

@nikalaich

Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье" 

изображения с сайта музея http://vgiamz.ru/ 

историяistfakvox-populiобразованиеверхотурье
616
1650.921 GOLOS
0
В избранное
istfak
Historia est magistra vitae
616
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые