Верхотурские воеводы . Князь Львов
Львовы —знаменитый русский княжеский род. Ветвь князей Ярославских, происходящая от князя Льва Даниловича, по прозванию Зубатого (потомка Рюрика в XVIII колене).
История рода Львовых неразрывно связана с историей России.
Я не буду углубляться в эту тему, она слишком обширна и тянет на многие тома серьезных исследований. Мой герой на сегодня один - Верхотурский воевода.
Львов Матвей Данилович в 1592 году был воеводой в Тобольске, в 1597 году в Вологде. С весны 1601 года — воевода на Верхотурье. Письменный голова — Новосильцев Угрюм Васильевич.
Если судить о деятельности воеводы по сохранившимся грамотам, направлявшимся воеводе из Москвы, то значительное их число (не менее 14) — это грамоты о ссыльных и опальных, которых то отправляли в Сибирь, то возвращали обратно в Москву. А поскольку ссыльные иногда на несколько дней, иногда на несколько месяцев, задерживались в Верхотурье, то город все больше становился пенитенциарным центром.
27 марта 1601 года по грамоте царя Бориса Годунова воеводе князю М. Д. Львову и голове У. В. Новосильцеву предписывалось:
«По нашему указу велено послати ис Казани на Верхотурье выходца литвина Гришу Залешенина, да Ивана человека Колтова — Степанка Григорьева. А с Верхотурья их велено послать в Тобольской».
Воевода и голова обязаны были послать с ссыльными сопровождающих. 31 марта 1601 года — новая грамота:
«...Велено послать ис Казани на Верхотурье Чюдина Чорто- ва, да черново попа Варлама. А с Верхотурье велено их послать в Тобольской»
7 апреля 1601 — аналогичная грамота:
«Велено послать ис Казани на Верхотурье Микифора Емельянова, да Чюдова монастыря слушку Нефедка Евтифеева з женами и з детьми, да Иванова человека Романова НеведомкаПухова».
Задача верхотурского воеводы и головы обеспечить сопровождение ссыльных в Тобольск .
По грамоте от 10 апреля 1601 года тем же маршрутом и с той же формулировкой проследовал «новокрещен Федька Григорьев» .
По грамоте от 29 мая 1601 года по «накатанному пути» с сопровождением проследовали девять колодников .
Из грамоты от 17 июня 1601 года узнаем , что тобольский атаман казачий Максим Панютин везет в Тобольск посланных «в нашей опале Григорей Трусов, Иван Симанов, Иван Семичев, да Смоленскова помещика Михайлов человек Монастырева Харка з женою, да с сыном».
Львов с Новосильцевым обеспечивают их судном и провожатыми . 24 октября 1601года в Тобольск
«посланы в нашей опале отставленной приказщик Меньшик Микулин, да Можайсково уезда села Варганова поп Устин с женами, да кормового дворца подключник Семейка Нелюбов, да литвин Якушка Филимонов, Василка Палицын да немка Матренка Францова жена, з женкою Марьицею».
Верхотурский воевода должен был обеспечить колодников хлебом . 26 октября 1601 года из Москвы последовало аналогичное указание по тому же поводу. Правда, с предупреждением, что все выданное колодникам (муку, крупу, толокно) занести в расходные книги . В ноябре 1601 года маршрутом Казань-Тобольск, с остановкой в Верхотурье, двигаются опальные
«князь Иван Одоевский, князь Иван Деев, Истома Евской, Третьяк Павлов, Ивашко Москаль, да протопоп Василей Гороцской..., немчин Иван Кольт з женою и з детьми, мельник Ивашко Барыгин...».
В том же ноябре через Верхотурье должна была двигаться другая группа опальных:
«сытник Митрофан Коробов, да Артемьев человек Колтовского Федька Олексеев, да немчин Арп Володимеров, серебряной мастер з женою и з детьми, да Иванов огородник Никитича Годунова Сенька Посников з женою и з детьми с Онтипом, да Якушком, да Смоленского уезда с Витепской заставщик Русинко Кузьмин з женою и з детьми сам четверт, да вдова Досавка»
Всех колодников верхотурская администрация обязывалась снабжать хлебом:
«И вы б колодником женатым дали по осмине муки ржаной, и по четверику круп, по четверику толокна. А холостым по полуосминке муки, по получетверика круп, по получетверика толокна. И в расходные книги тот хлеб велели записать».
Такое активное движение опальных через Верхотурье свидетельствует о сложной политической ситуации в стране. Смена политической конъюнктуры определяла и судьбы ссыльных — их то отправляли в Сибирь, то возвращали, а некоторых и не по одному разу.
Так, в октябре 1601 года Борис Годунов предписывает М. Д. Львову:
«В прошлом 109 году послан на Верхотурье в нашей опале князь Иван Деев. А с Верхотурья вам велено его послати в Тобольской, и ныне князя Ивана Деева пожаловали, велели его из Сибири отпустите к нам, к Москве».
Возможно произошла какая-то путаница, но грамотой от ноября 1601 года князя Деева вновь отправляют в Сибирь.
В октябре 1601 года воеводе князю Львову предписывалось вернуть из ссылки Третьяка Павлова. А с ссыльным Петром Вердеревским та же история, что с князем Деевым:
«По нашему указу велено Петра Вердеревского из Сибири, из Пелымсково города отпустить к нам, к Москве. И как к тебе ся наша грамота придет, а Петр Вердеревской на Верхотурье приедет, и ты б Петра Вердеревского послал назад в Пелымской город...».
В ноябре 1601 года верхотурскому воеводе указывают вернуть на Москву ссыльную немку Матрену, Францеву жену, с женкою Марьицею.
Не менее важной задачей верхотурского воеводы был сбор ясака. 9 апреля 1601 года из Москвы отправлена на Верхотурье грамота царя Бориса Годунова воеводе князю М. Д. Львову, и голове У. В. Новосильцеву о сборе ясака с ближних и дальних юрт остяков и вогулов, по сообщению головы Нового острога (Туринска) Федора Янова.
29 апреля 1601 года воеводе Львову направлена грамота по поводу убийства и грабежа зырянами Митюшей и Пестом Кузьминым родственников ясачных вогулов Цыбы Паина с товарищами.
«И как к вам ся наша грамота придет, и вы б... зырянам велели заказ учинити крепкой, чтоб они меж собою не воевались, и до смерти меж себя нихто никово не побивал. И вишерским и печерским вогуличам... обиды и тесноты впредь не чинили. А хто... обиду и насильство учинит, или меж себя хто станет воеватца, и тем людям вперед быти от нас в великой опале и кажненым смертью».
Старые и увечные вишерские вогулы Пая и Полко Ивакины «с товарищи» обратились с челобитной в Москву, что «они стары, и увечны, и хромы и зверя деи добыть некому».
Царь Борис Годунов повелел верхотурским воеводе и голове:
«Вы б с них сказав им наше жаловальное слово нашего ясаку имать не велели..."
Библиография ЗДЕСЬ
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
Сайт музея http://vgiamz.ru/
Платформа Pokupo.ru ищет региональных представителей.
Обязанности, выгоды и условия сотрудничества — здесь.