Верхотурские воеводы . Князь Вяземский ч. 2. Дороги "без дураков"
Изучая страницы прошлого, поневоле проводишь параллели с современностью. Особенно если это касается политической и экономической жизни страны, "духовных скреп" нынешних чиновников и их предшественников. Я не буду делать выводы , мой цикл о Верхотурье имеет сугубо источниковедческий и историографический характер, но эти выводы может для себя сам сделать "пытливый умом" читатель.
Центральная власть жёстко следила за сохранением обычаев и быта коренных обитателей-вогулов ( манси), а так же традиционной системы владения угодьями и порядка их наследования.
По жалобе «новокрещенного вогулетина» Булатко Алеева на «пермичей и усольцев», которые в «его отцовскую отчину ходят... и звери бьют, и сены покосы косят насильством», в царском послании воеводе И. М. Вяземскому было дано чёткое указание :
«Как к вам... грамота придет, и вы бы... косвинских вогулич, расспросили подлинно: урочища вверх по Турье-речке средь верхотурсково Волочку вотчина была Булаткова отца Алея или вагупич, и хто тем урочищем преж всего владел. .. А буде косвинские вагуличи скажут, что-то урочище была вотчина Булатова отца Алея... тою вотчиною владети, ему Булатку».
Пришлось налаживать и ямскую гоньбу (почтовую службу) с учётом "требований Москвы".
При первых верхотурских воеводах для перевозки служилых людей и грузов использовали подводы «верхотурских вогулич и остяков». Однако в апреле 1599 года лялинские вогулы жаловались в Москву на тяжесть подводной повинности.
В ноябре воевода Вяземский получил грамоту Бориса Годунова об упорядочивании пользования вогульскими подводами и лошадьми, о розыске не вернувшихся подвод после гонцов «и ям на Верхотурье и меж Верхотурья и Соли Камской и Тюмени велели устроить вскоре».
Во исполнение царского указа в 1600 году в Верхотурье были переведены 50 вятских ямщиков. В том же году была основана Ямская слобода, в которой заложена деревянная церковь во имя Новгородского Знамения Божьей Матери.
Грузопоток через Верхотурье был велик и непрерывен, как по суше, так и по воде.
Уже в первых царских наказах прописывалось жёсткое требование «мимо Верхотурья не пропускать никого», а в 1600 году в Верхотурье была официально создана таможня и построен деревянный таможенный двор.
Одной из важных забот верхотурской администрации было обслуживание Государевой (Бабиновской) дороги в Сибирь. Из грамоты царя Бориса Годунова воеводе князю И.М. Вяземскому и голове Г. С. Салманову узнаем о расследовании дела по факту плохого содержания дороги:
«Писал к нам с Верхотурья Василий Головин (прежний воевода) что по нашему указу посылал он с Верхотурья сына боярского Ивана Тыркова от Соли от Камские до Верхотурья дороги чистить и мостов мостить, чтоб дорога была чиста и мосты б были вечны».
Однако те, кто проезжал по дороге, сообщали, что
«строители зернью играют и нашу новую дорогу чистят и мосты мостят неспешно и худо. А от тово деи Иван у них емлет посулы и поминки».
Тыркова обвиняли в небрежении государевым делом и в получении взяток. Верхотурской администрации предписывалось произвести следствие :
« Да будет дорога чищена худо и мосты мощены не крепко, и вы б сына боярского Ивана Тыркова велели бити батоги нещадные, а бив батоги велели его посадить в тюрьму на две недели. А выняв ис тюрьмы, послали его тои дороги опять домащивать... "
Правда наказать Тыркова было уже сложно. Грамоту привезли в Верхотурье 18декабря 1599 года. Очевидно, написана она в первой: половине ноября, поскольку в царской грамоте от 22 ноября 1599 года предписывалось воеводе отпустить на Москву вдову Ивана Тыркова с детьми.
Основанием послужила челобитная Безсона Еремеева:
«Был де зять его Иван Тырков на Нашей службе на Верхогурье три годы, и кой де посылан зять его Иван Тырков новые Сибирские верхотурские дороги чистить. И тут де на лесу зятя его Ивана Тыркова не стало».
Библиография ЗДЕСЬ
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"