Верхотурские воеводы . Плещеев Иван Евстафьевич по прозвищу Неудача
Прозвище, надо сказать, говорящее, хотя в роду Плещеевых в XVI–XVII веках были и не менее замысловатые: Роман Григорьевич по прозвищу Кривошейка, Григорий Андреевич по прозвищу Глазун, Григорий Яковлевич Слепой, Иван Дмитриевич Колодка, Иван Дмитриевич Заика (Зайка)...
Известно, что отцом Ивана Евстафьевича был Евстафий Иванович, это практически все, что известно о нем до воеводства в Верхотурье . Письменным головой при Плещееве состоял Хлопов Матвей Степанович.
Отправленный на воеводство царем Борисом Годуновым Неудача Плещеев пережил все этапы восхождения Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) — от его «чудесного воскрешения» до вступления самозванца в Москву и коронации в июле 1605 года.
Если говорить о Верхотурье, то на воеводство Ивана Евстафьевича пришлось зарождение Николаевской обители. В 1604 году в обители строится первый деревянный храм во имя Св. Николая Чудотворца. Основатель монастыря черный поп Иона Пошехонец взял взаймы у воеводы необходимые строительные материалы.
26 февраля 1604 года от царя и великого князя Бориса Федоровича воеводе Неудаче Плещееву и голове Матвею Хлопову направлена грамота:
«Бил на челом черной поп Иона а сказал: обетен де он устроить на Верхотуре монастырь во им святого чудотворца Николы и святых страстотерпец Бориса и Глеба; и он де по своему обещанию, заняв у вас нашего лесу, храмы воздвигнул, а на совершенье де ему лесу и тесу взяти негде; и вы де без нашего указу на совершение лесу бревен и тесу не дадите и того на нем заемного лесу, который у вас имал он на храмы, правите; и нам бы его пожаловати, того заемного лесу имати на нем не велети и велети ему на совершенье храмов и на кельи и на ограды бревен и тесу дати. И будет так, как нам черный поп Иона бил челом, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б на черном попе на Ионе того заемного (лесу и тесу) правити не велели, и лесу ему и тесу на церковное (совершенье и на монастырское строенье) велели дати» .
18 марта 1604 года последовала новая царская грамота о посылке «церковного строения» для Никольского монастыря, о назначении руги ( выплата духовенству ) попу и дьячку и о даче взамен ее пашни и угодий:
«Бил нам челом Верхотурского города черный поп Иона а сказал: в прошлом де во 112-м году по нашему указу воздвигнул он на Верхотурье храм во имя Николы чудотворца да предел страстотерпец христовых Бориса и Глеба, и образ де местной Николы чудотворца выменил он собою, и тот храм освящал, и на освященье де дали вы ему взаем до нашего указу 12 гривенок с полугривенкою воску, да на храм на кровлю 400 гвоздей прибойных, а иного де церковного строения у тех храмов, образов и книг и сосудов церковных и ладану и темьяну и воску и вина церковного и колоколов и дьячка и пономаря нет, да и прокормитись де ему у нашего богомолья нечем, а нашего де ему денежного и хлебного жалованья не дают ничего; и нам бы его пожаловати, велети к тем храмом церковное строение, образы и книги и колокола, дати, и велети его и дьячка и пономаря устроити нашим денежным и хлебным жалованьем, и того заемного воску и гвоздей, что ему дано в займы, имати на нем не велети. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б на черном попе на Ионе воску и гвоздья, что ему дано, имати не велели. А церковного дьячка велели б есте прибрати. А нашего жалованья велели ему давати по 3 рубли на год. А черному попу Ионе дано нашего жалованья руги 6 рублев на Москве. А за хлебное жалованье попа и дьячка устроили б есте пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, как мочно прокормится. А церковного строения послано с Москвы с черным попом с Ионою: образ местной Бориса и Глеба, да образ пречистыя богородицы Одигитрия, два образа пречистыя запрестольные, двои двери церковные, столпцы и с сенью, два деисуса, а в них по 7 икон, крест воздвизальный, да книг; евангелие с евангелисты, апостол, треодь цветная, псалтырь, часовник, служебник, печатные ахтаи на осмь гласов, минея общая письменная, 2 колокола, весу в них 2 пуда 22 гривенки, кадило, сосуды церковные: потырь и блюдца и лжица оловянные, звезда и копье медные, укропник медной, ризы, оплечье выбойка турская, стихарь, поручи, пояс, патрахиль, покровцы, да на два престола на индит и на срачицы 7 аршин выбойки, да 7 аршин крашенины тонкие, 14 аршин крашенины толстые. И вы б то церковное строение велели поставить в церкви у Николы чудотворца да у Бориса и Глеба. А воску к тем храмом дали 15 гривенок, да ладану полторы гравенки, да вина церковного пол ведра, и того воску и ладану и вина, что велено вам оставить на Верхотурье. Да и впредь бы есте черному попу Ионе и церковному дьячку, кого приберете, нашего годового денежного жалованья велели давати по тому ж ежегодно безпереводно» .
Свято-Николаевский мужской монастырь в наши дни
О деятельности воеводы Плещеева можно судить по сохранившимся грамотам из Москвы, где воеводе предписывалось заниматься теми или иными делами.
В Верхотурье он должен был заботиться о выборе в вогульских юртах мест для поселения там русских плотников, ежегодно присылаемых для постройки судов под хлебные запасы, отправляемые в сибирские города; следить за торговлею и сбором таможенных пошлин, так как бывали случаи торговли пушным и разным другим товаром без уплаты в казну десятинной пошлины; верстать в стрелецкую службу вогульских новокрещен и набирать в службу и на пашню в Томск
«охочих молодцов молодых, добрых и стрелять бы которые умели, а старых и худых не прибирали бы».
Самой главной задачей воеводы, как и всех его предшественников, было создание хлебных запасов для снабжения сибирских городов и острогов. 21 августа 1604 года из Москвы от царя Бориса Годунова воеводе Плещееву и голове Хлопову была направлена грамота о злоупотреблениях пермских и соликамских возчиков хлебных запасов.
«...Чинитца на волоку хлебным запасам истеря и воровство великое, потому что проводники живучи на волоку у того запасу и проезжие люди вынимают из мехов хлеб, а в то место кладут каменье, и глину, и пепел. А привозят де пермичи и усольцы свои запасы на Верхотурье рано, по зимнему пути, и кладут на Гостине дворе в анбары, а называют своим. А как земель старосты и целовальники на Верхотурье приедут и пермичи те свои запасы з Гостина двора отдают целовальником в нашего запасу место. А те запасы, которые готовлены в городах пермичи емлют себе...».
Воеводе и голове предписывалось, что в случае, если пермичи, усольцы и кайгородцы
«учнут хлебные запасы привозить худы и не сполна и вы б у них тех запасов не имали, а имали запасы сполна по нашему указу...» .
15 ноября 1604 года послана из Москвы грамота с полным перечнем городов (Вятка, Соль Вычегодская, Пермь Великая...), которые должны выслать хлебные запасы «сибирским служивым людям на жалованье», с перечислением количества муки, толокна, круп. В грамоте указывалось:
«А как у старост и целовальников наши хлебные запасы отмерите сполна... и вы б о том о всем отписали к нам, к Москве подлинно...» .
19 ноября последовала новая грамота о доставке хлебных запасов на Верхотурье. Из Вятской земли по зимнему пути должны прибыть пятьсот тридцать три подводы, которые привезут тысячу четей муки ржаной, сто пятьдесят четей круп, сто пятьдесят толокна. Далее оговаривалось снабжение сеном и использование возчиков на подвозке леса для строительства судов.
Однако воевода Плещеев и голова Хлопов использовали возчиков по «полной программе» . Из грамоты от 30 ноября 1604 года узнаем о челобитной сольвычегодцев, которые жалуются, что их задержали в Верхотурье на три недели. За это время
«тесу они отвезли к нашему судовому делу на два года и больше. И тот деи тес ныне на Верхотурье гниет... и у извозчиков деи в том задержанье пало лошадей со сто и больши».
Как и во многих грамотах подобного рода, в конце обязательная приписка с угрозой:
«А будет Соли Вычегоцской посошным людям на Верхотурье в вашем задержанье учинятца какие убытки и проесть, или у них учнете имать посулы и поминки, и мы те убытки и проесть Соли Вычегоцской посошных людей велим доправити на вас вдвое. Да вам же от нас быти в опале»
Библиография ЗДЕСЬ
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
Сайт музея http://vgiamz.ru/
Платформа Pokupo.ru приглашает региональных представителей