Жизнь «высшего света» России – от немецкой кареты до «Мерседеса»
Жизнь элиты, закрытой от остального общества всегда была предметом повышенного интереса. И это понятно - все тайное влечет и манит. Как живет «верхушка», что ест-пьет, как развлекается, по каким правилам устроена ее рафинированная жизнь? Любопытно, конечно. Например, в популярном романе Б. Акунина «Коронация» много страниц отведено внутреннему устройству царского двора – иерархии слуг, церемониям и порядкам. Увлекательно. При этом, мы видим, что и монархи - обычные люди, с недостатками, слабостями и пороками.
Такие же, как «простые смертные».
Небольшой экскурс в глубины российской истории – и вы найдете много общего в поведении и привычках людей «высшего света» прошлого и настоящего.
Российская элита стала развиваться в западноевропейском духе достаточно поздно.
Пожалуй, с эпохи царя Алексея Тишайшего (1629-1676), второго русского царя из династии Романовых. В то время в «домостроевскую» Россию только-только начинают проникать новые веяния. Нравы пока еще грубы, бояре – «неотесанны», их дети еще не образованы, но ветры перемен уже чувствуются.
Вот, как об этом пишет В. Ключевский: «…любопытно следить за московскими верхами, как они падко бросаются на иноземную роскошь, на привозные приманки. В подражание иноземным образцам царь и бояре для езды используют нарядные немецкие кареты, обитые бархатом, с хрустальными стеклами. Вместо деревянных хором возводят каменные палаты, заводят домашнюю обстановку на иноземный лад, обивают стены «золотыми кожами» бельгийского производства…»
Вам это ничего не напоминает? Немецкие «Мерседесы», например? Продолжим.
При Алексее Тишайшем западное влияние шло по двум каналам: в Россию пришла иностранная книга в виде модного романа и «приехал» иностранец-гувернер, воспитатель детей. И то, и другое открывало «окно в Европу», не окно даже, а так, форточку.
«Окно» настоящее, конечно, «прорубил» Петр I (1672 – 1725), который посылал детей дворян учиться заграницу, чтобы они там набирались уму-разуму. Не у всех это получалось - освоить науки - ввиду неподготовленности и малограмотности, но манеры и моды усваивались легче, не различая «див культуры от фокусов и пустяков» (Ключевский). С этими «знаниями» и возвращались на родину отпрыски богатых семей.
Сам Петр I, насмотревшись на европейские обычаи, стал железной рукой вводить их, чем вызвал яростное сопротивление большинства элиты, привыкшей жить «по-старому». Однако, бороды сбрил, в европейское платье переодел, балы завел. Правда, иногда срывался и путал бал с матросской попойкой («питие непомерное» сказывалось). Вспомним роман Алексея Толстого «Петр I», как драматично все это происходило, как унизительно было терпеть знатным людям насмешки и выходки царя.
Женщины быстрее осваивали новшества. Там есть сцена, как отец семейства приходит домой и спрашивает: «Что это за вонища такая в доме?» на что получает ответ: « Барышни кофей варят!»
Для лучшего усвоения новых манер была издана книжка - свод правил «Юности честное зерцало», которую сегодня без смеха читать невозможно: «В сапогах не танцевать, в обществе в круг не плевать, громко не сморкаться и не чихать, перстом носа не чистить, перстов не облизывать, костей не грызть…ногами не мотать, над пищей, как свинья, не чавкать».
Мало-помалу правила хорошего тона приживались. При императрице Елизавете Петровне (1709-1762) – большой любительнице светских развлечений, балов и приемов, старые манеры уходили в небытие. Если при Петре ценился дворянин-военный, то сейчас появились новые типы людей. Ушла жесткость и военная грубость в обращении, на смену им явилась душевная тонкость, нежность и сентиментальность.
Некоторые представители высшего света кажутся иногда просто слабонервными. Например, граф И.Чернышев плачет радостными слезами от умиления, глядя, как костромские крестьяне встречают императрицу. При Елизаветы Петровне сложились два типа , блиставшие в свете – великосветский кавалер – «петиметр» и «кокетка» - его «родная сестра», проводившие время за танцами и чтением, любовными играми.
Именно в это время начинается в России «галломания» - стремление следовать французским модам и манерам. Сама императрица прекрасно говорила по-французски, хотя даже в зрелом возрасте не знала, что Великобритания – это остров. При ней постоянно проходили балы и маскарады, придворные дамы и кавалеры блистали нарядами. У самой императрицы после смерти насчитали 15 000 платьев в гардеробе.
Продолжила это направление Екатерина II (1729 -1796), которая интересовалась не только нарядами, но и умными книгами. Будучи знакомой с французскими просветителями, вела переписку с Вольтером, и ввела моду на новые идеи и чтение. Иногда такое сочетание пагубно сказывалось на умах современников. Отвлеченные идеи и оторванность от реальности приводили к странным последствиям.
Неоднозначной была, например, личность Екатерины Дашковой, Президента Академии наук, которая в молодости зачитывалась трудами французских просветителей вплоть до нервного срыва. После конца блестящей карьеры она уединилась в своем имении, где никого не принимала. Странности – полное равнодушие к собственным детям, дралась с прислугой, особое внимание уделяла прирученным ею крысам.
Тем не менее, нравы смягчались. Знатный человек занимался самовоспитанием – ему надо было уметь разбираться в качестве еды, питья, костюма, уметь прилично себя вести, иметь «вкус» и «демонстрировать» свою праздность. На это уходило все время.
Ярким примером такого образа жизни был князь Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. Вся его жизнь была такой - демонстрацией. О его мотовстве и роскоши ходили легенды. Например, у него была группа музыкантов, выписанных из Франции и собственный театр. Из разных городов России ему доставлялись продукты, только за галантерею из Парижа он заплатил пошлину 12 000 рублей. В Петербурге в Таврическом дворце был дан в честь императрицы бал – играли 300 музыкантов, 140 тысяч лампад освещали ужин на 42 стола с посудой из серебра и фарфора.
Праздник обошелся по меньшей мере в 200 000 рублей.
В царствование Екатерины непомерная роскошь была настолько сильна, что императрица издала указ о том, как и кому ездить. Двум первым (по табели о рангах) ездить цугом с двумя вершниками, 3,4,5 класс – только цугом, 6,7,8 – четверней, обер-офицерам – парой и так далее. Даже ливреи слуг были прописана. Нарушать этот указ было нельзя.
Павел I делал все наперекор матери и отверг французские моды, введя прусские платья, что потом изменил его сын Александр I, при котором начали появляться тайные общества разгульного характера, многие из них преследовали любовные цели. Волокиты были популярны в обществе. Так же расцвели масонские ложи.
Любопытно, что в период его царствования входит в моду стилизация под народ. Так, на маскарадах можно было увидеть на хозяевах крестьянские наряды (вспомним о стилизации под пастухов и пастушек во времена Людовика 16), в то время как гости блистали драгоценностями. Петербург называют «Парижем в миниатюре» - здесь передовая мода соседствует с ресторанами и театрами.
Тогда же появляются литературные салоны, Английский клуб, где обсуждаются политические события, литературные новинки.
Кроме «франкофилов» начинаются удивлять своими привычками и нарядами «англоманы», отвергавшие французскую моду и язык, заменяя их английскими. В России появляются первые «денди» : «Как денди лондонский одет, он наконец, увидел свет!» (Пушкин, «Евгений Онегин»).
Любопытно, что подражание жителям Туманного Альбиона вызывало насмешки окружающий, особенно, если это были не представители «высшего света», а провинциальные дворяне, которые перенимали только внешнюю сторону этого образа жизни.
Вот как описывал их Белинский : «Если англоман, да еще богатый, то и лошади у него англизированные, и жокеи, и грумы, словно сейчас из Лондона привезенные, и парк в английском вкусе, и портер он пьет исправно, любит ростбиф и пудинг, на комфорте помешан и даже боксирует не хуже любого английского кучера».
После отмены крепостного права «высший свет» по-прежнему оказывал влияние на политику, многие его представители стремились занять удобное место у подножия трона, чтобы сделать карьеру, составить состояние. Огромную роль играли закулисные интриги. Но это же время на сцену российской истории выходит буржуазия, чьи представители также пытаются разместиться рядом с монархом. Они всячески подчеркивают свое богатство роскошью одежды и блеском драгоценностей, стремясь перещеголять друг друга и потеснить аристократию.
По свидетельствам современников в конце 19 –начале 20 века аристократы, в отличие от «скоробогатых» старались не выделяться собой пышностью и великолепием туалетов. Они одевались довольно скромно. Встретив на улице таких мужчину или женщину, можно было сходу не определить их общественного положения. В их костюмах не было смешения стилей, он весь – от головного убора до перчаток и туфель был строго выдержан, элегантен, в спокойных, не кричащих тонах.
Представители «высшего света» не очень следовали за модой. Напротив, некоторое отставание от нее считалось признаком хорошего тона. Не злоупотребляли и драгоценностями, предпочитая носить фамильные. Современница вспоминает :«Нам приходилось встречать этих людей кроме обычной обстановки, в театре, где собиралась нарядная публика. Но и там можно было легко отличить аристократов от представителей «золотого мешка». Красивые, изысканные наряды аристократок выгодно отличались своей выдержанностью и изяществом от пышных, броских туалетов богатеев.
Хотя, были исключения, когда аристократки тратили огромные деньги. Так, графиня Орлова, увековеченная художником В.Серовым ежегодно тратила около 100 000 рублей на наряды.
В начале 20 века, несмотря на сложную ситуацию в стране, элита жила по прежним канонам. Незадолго до событий 1917 года придворная фрейлина А.Вырубова в своих «Воспоминаниях» пишет: «Трудно и противно говорить о петроградском обществе, которое, невзирая на войну, веселилось и кутило целыми ночами. Рестораны и театры процветали. По рассказам одной французской портнихи, ни в один сезон не заказывали костюмов столько, как зимой 1915 -1916 годов, и не покупалось такое количество бриллиантов. Война как будто не существовала…»
Что было потом, вы знаете. Смело ветрами Истории «высший свет» Российской империи. На смену ему пришли другие люди и другие нравы. И те уже в прошлом. Сегодня Россия переживает новейшие времена, и новые люди являют из себя «высший свет» общества.
Сегодня мы видим покупку футбольных клубов (привет от князя Г.Потемкина с его французскими певцами), "любовь" к Англии ( нынешняя элита преимущественно живет там), балы заменились тусовками в "Куршевелях", а "нарядные немецкие кареты" - "Мерседесами".
Жизнь элиты по-прежнему остается закрытой для общества, только иногда просачиваются какие-то подробности на страницы СМИ. Со времен царя Алексея Тишайшего прошло более 300 лет - как будто ничего не изменилось с тех пор, что не удивительно.
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи, из бумаги, из бронзы и золота. Ну, легкомысленны…ну что ж…обыкновенный люди, напоминают прежних…»
(Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya
Коллаж автора