Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Философический наив. ИДЕИ СУЩНЫ (II)

Респект @nikalaich за продвижение и попытку дать читателям код для расшифровки моих словопрений (витие) https://golos.io/ru--istoriya/@nikalaich/itogi-ezhenedelnogo-nekonkursa-dlya-molodykh-avtorov-tega-istoriya-7-08-13-08 . Сам не всё понимаю, что пишу! Шутка! Хотя как известно, в шутке всегда есть доля шутки. Вот и в предыдущем посте/куске эссе я постарался писать в традиционно философской логике. А теперь наоборот, рискну в рамках одного доказательства перевернуть логику и доизлагать предельно просто и структурно.

Ваш сам себе @sterh

… все замкнутые логические цепочки явлений (воплощений звеньев данной логической цепи), непосредственно вызывающих одно Явление, которое, в свою очередь, ещё некоторое время проявляется в иных логических цепях, до момента забвения - есть ИДЕЯ.

Для удобства понимания определимся, что далее по тексту термин «Явление» будет предполагать центральное звено Идеи, а термин «воплощение» относится к явлениям - прочим звеньям цепи-идеи.


Расшифровывая оглашённую формулу, каждый в первую очередь должен сопоставить её с определением Жизни и Существования. И увидит синонимичность всех трёх определений. Если Жизнь - есть категория биологических форм бытия Материи и Духа, а Существование может относиться и к бытию неодушевлённых предметов, то Идея не только обобщает смысловую канву Жизни и Существования, но и не зависит от них, являясь самодостаточной сущностью (внутренним - полновесным содержанием), не обязательно включающей в себя как элементы: жизнь и существование различных субъектов.

Пора переходить к примерам, иначе из написанной белиберды не проявить здравый смысл.

Если жизнь человека определяется интервалом от рождения до смерти, с наличием в нём совершённых поступков, то существование его подразумевает лишь сам интервал. Я же говорю, что конкретный человек является составляющей частью и одновременно центром идеи, т.е. элементом логической цепи, которая состоит из:

­ желания родителей иметь ребёнка;

­ совокупности событий, предшествовавших его зачатию и рождению;

­ собственно из жизни человека;

­ факта его смерти;

­ памяти о нём и его поступках непосредственно знавших его людей;

­ жизней его потомков;

­ памяти о его деяниях в источниках информации.

Данная идея исчерпывается моментом окончательного забвения всех вышеперечисленных составляющих её элементов. Единственно вопросительным звеном в данной цепи является факт смерти человека, ибо, если полагать, что после смерти в невидимом, пока, человечеству Эфире, некая часть человеческой субстанции продолжает существование, то можно ли отнести его к одному из элементов описываемой идеи? Думаю, нет. Если есть загробная жизнь, то момент смерти является начальным элементом другой идеи. Бренное же тело человеческое, после смерти утрачивает принадлежность к идее с момента прекращения посещений места захоронения какими либо людьми, способными идентифицировать захоронение с конкретным, похороненным в нём, человеком. Каждый человек является воплощением конкретно относящейся к нему идеи. Он же, собственной жизнью, принадлежит к идеям его предков. К несчастью из всех человекоидей лишь единицы преодолевают забвение и продолжают существовать в источниках информации, дошедших до нас. Если так, то конкретные люди, о которых сейчас нам ничего уже не известно, для нас просто не существуют. В то же время мы понимаем, что они были. И коли их человекоидей нет, то уже понимание о их некогда существовании является для нас составляющей частью другой идеи - Идеи о Человечестве. В свою очередь, состоящей из:

­ проявлений идей, ставших причиной появления людей;

­ совокупности событий, вынудивших людей, как индивидуумов, осознать себя общностью - человечеством;

­ непосредственно периода существования человечества с момента появления первого гомо-сапиенс до момента смерти последнего -Апокалипсиса;

­ созданной человечеством природы;

­ периода существования последствий человеческой деятельности.

Аналогично нужно бы изложить идеи: общества, цивилизации, семьи, нации, племени и т.д. Предоставляю это право Читателю. Все эти идеи составляют категорию одушевлённых идей.

Каждый вправе составить множество иных категорий, наиболее важными из которых являются, для меня:

­ осуществлённые идеи;

­ осуществимые идеи;

­ не овеществимые идеи;

­ определённо неопределённые идеи;

Пять названных категорий составляют обобщающую классификацию Идеографии. Внутри неё можно составить множество различных категорий идей.

Осуществлёнными идеями являются не только все продукты человеческой деятельности, но и зримые, овеществлённые предметы Мироздания. Их логическая цепь выглядит так:

­ появление потребности в их разработке;

­ проекция идеи в голове автора (в более широком смысле - Всеведущего);

­ период реализации проекта;

­ период существования вещественного воплощения ( Явления ) идеи;

­ воплощение и период существования идей, ставших прямым следствием рассматриваемой идеи;

­ проявления идеи в идентифицируемых с ней проявлениях до момента полного забвения источника проявлений.

Осуществлённые идеи носят поучительный характер, являются примерообразующими для иных категорий.

Среди них можно выделить три подкатегории:

­ идеи не существовавших ранее продуктов ( колесо, велосипед, компьютер и т.п.);

­ идеи рациональных аналогий ( здания как аналогия термитников, нор, берлог, гнёзд и т.п.);

­ идеи иррациональных построений ( оружие, наркотики как факторы самоуничтожения, иррациональное искусство и т.п. ).

К осуществимым идеям следует отнести понятые людьми, возможные Явления. Логическая цепь их обозрима, доступна пониманию, и главное, идентична цепи осуществлённых идей. Но у неё иное назначение - движителя развития как человечества, так и природы. Причём, совсем необязательно осуществимая идея, в конце концов, обретёт своё Явление. Например учёные гипотетически доказали возможность глобального потепления Земли, но, стремясь уже сейчас противостоять ему сокращением тепловых выбросов, вовсе не уверены, что Тепличный эффект состоится и станет неизбежным продуктом именно человеческой деятельности. Поэтому, в логическую цепь осуществимых явлений можно включить ещё одно звено: предвосхищение Явления. Которое подразделяется на два противоположных действия: по предотвращению Явления и по ускорению Явления. Понятно, надеюсь, что действия зависят от сознания полезности или вредоносности Явления для человечества. С течением истории осуществимые идеи могут как переходить в разряд осуществлённых, так и бесконечно оставаться в прежнем амплуа. Например, загадка доказательства теоремы Ферма будоражит умы сотни лет, и вряд ли утратит интерес к себе в будущем, в то же время не обязательно найдёт своё разрешение.

Не овеществимые идеи имеют две ипостаси:

­ идеи идеала и абсолюта;

­ иллюзорные идеи.

Логическая цепь их одинакова и исключает овеществлённое Явление:

­ совокупность событий, вызывающих потребность в их обобщении через Образ;

­ создание Образа;

­ воплощение Подобий;

­ ностальгия по невоплотимости Образа.

Ипостаси неовеществимых идей трудноразличимы и лишь по преобладанию влияния разных элементов логической цепи обретают канву.

К идее идеала явно относится коммунистическая идеология, или утопия, если хотите. Стремление к социальной справедливости, факты угнетения человеческого достоинства по мере исторического развития философии обобщалось через различные утопии в виде платонова «Государства» или кампанелловского «Города Солнца» до момента оформления обобщения в образ марксова коммунизма. И если бы большевики в России не попытались воплотить Образ в примитивное подобие Явления, коммунизм так и остался бы одной из составляющих частей дальнейшего обобщения наравне с прочими социальными утопиями. Но фиаско коммунистической системы поставило данную идею в строй Фетишей, для одних ставших кошмарным сном, для других ностальгией по безвозвратно утраченному.

К разряду иллюзорных идей следует отнести идею вампиризма, очень популярную на Западе. Отрицательные качества и поступки людей взывали к обобщению через образы, одним из которых стал Дракула. И если в реальной жизни человеческая кровожадность не реализовалась зубастыми монстрами, то искусство неустанно воплощает вампирические Подобия в литературных и кинематографических произведениях. Но если раньше вампирами пугали детей, то ныне характер

воплощений указывает на ностальгический настрой авторов из-за невоплотимости Явления.

Состояние определённой неопределенности, на мой взгляд, лучше всего отражает категорию идей, не доступных познанию. Ведь нам известно множество случаев, когда в логической схеме отсутствует некое звено, и без него невозможно постичь саму логику. К определённо неопределённой идее, прежде всего, стоит отнести проявления Веры. Заведомо ограничивающая рамки постижения мира Вера оставляет за ними Непостижимое, то есть то, что просто нельзя пытаться постигать. Бог, бесконечность, ничто, загробный мир, вечность, суть определённо неопределённые идеи. Рассматривая их, мы убеждаем себя: «Оно есть, и этого достаточно, смиримся и будем верить». В то же время к определённо неопределённым (пожалуй, лучше применить к термину сокращение, которое получается не менее ёмким: определённо - «о», не - «н», определённым - «о»; в итоге - «ОНО» ) идеям можно отнести случаи с наличием Явлений, но полным непониманием условий и причин их происхождения. К ним относятся НЛО, скульптуры острова Пасхи, лабиринты, найденные в разных странах, выкошенные некой силой странные символы на полях и т.п. Казалось бы понятно, что они созданы разумной силой, и зачастую человеком. Но с какой целью? Как в популярной песне: «Нет, всё понятно! Но что конкретно!?». Спектр идей, относящихся к «ОНО» очень широк, и вряд ли его можно обозначить универсальной логической цепью. Точнее будет сказать, что отсутствие в логической цепи одного или нескольких звеньев, лишающих идею определённости, указывает на «ОНО» её характер.

Все ОНО идеи обречены на два исхода:

­ в случае нахождения решения для неизвестных ранее звеньев-воплощений, перейти в разряд иных категорий идей;

­ канонизацию идей в форму теологического течения для определённой части людей.

Тем не менее, теологический характер ОНО идей не означает их внекритичности во времени. Их можно назвать перманентно постигаемыми. Так, сколько бы ни старались основные мировые религии догматизировать веру, всё равно, даже внутри их, богословские диспуты постепенно меняют оценки даже не подлежащих критике постулатов, не говоря уж об изменении, в зависимости от внешних условий, единожды вписанных в вероисповедческие своды моральных принципов, таких, например, как неприятие церквями абортов. Поэтому можно уверенно считать, что именно ОНО идеи стимулируют исследовательскую деятельность людей, служат во времени катализатором научных достижений.

Классификация идеографии требует таки дополнительного определения феномена Идеи. Традиция ограничила нас пониманием идеи как предвосхищения события. Всё последующее делится на само событие, причины его побудившие, следствия с ним связанные, память о событии. Но даже, следуя традиции, мы должны сознавать, что в идее (предвосхищении)уже заложена вся совокупность причинно-следственных и событийных связей. И если отделять идею от осуществлённого или, наоборот, неосуществимого её воплощения, то всё равно надо признать, что идея есть самодостаточная величина. Проще понять моё определение идеи через аналогию с зеркалом. Стоит, вглядываясь в зеркало, подумать о том, что Отражение, помимо Любующегося, реального объекта, является само по себе не менее реальным и включает в себя как среду обитания - стекло с покрытием, период жизни - время нахождения Любующегося в обзорном поле зеркала, и способ существования - процесс преломления лучей в отражающей поверхности. Если согласиться с тремя составляющими Отражения, то неизбежно придётся соглашаться и с материальностью существования Отражения. К тому же, если в зеркале любуется человек, то отражение его не представляется безмозглым. То же самое с Идеей. Помимо понимания реальности прошедших и предшествующих событий и участвующих в них объектов, надо признать реальность существования некой логической их взаимозависимости, разделённой во времени в логические цепочки - идеи. Конечно, можно придумывать некие иные термины, но мне показалось, что со времён Платона и последовавших до наших дней разнотолков слова, никакой другой термин не может проявить более ёмко Идею идеи. Термины: Сущность, Существование, Жизнь, Бытие, Образ, Явление, Событие, Предмет, Объект, Вещь, Причина, Следствие, Память, Прошлое, Будущее, Совокупность, Взаимозависимость и многие подобные лишь представляют части

внутреннего содержания и воплощения Идеи. Я сознательно не включил сюда термины “Настоящее” и “Реальность”, потому что помню и чту мысль Н.А.Бердяева о том, что в ряду с Прошлым и Будущим самой неопределённой величиной является Настоящее. Не более определённой, с точки зрения Времени и Истории, является и Реальность. Впрочем, всё зависит именно от точки зрения на предмет обсуждения. Я излагаю лишь свою. Не менее и не более истинную, чем прочие. Так же как не менее и не более свою, чем чужую. Я - Идея, её Явление. Я - воплощение других идей. Мир состоит из идей. Мир создан идеями.

Сложность идеографии можно представить в виде аквариума беспредельной ёмкости, заполненного соответствующим количеством шаров - идей. Мало того, что сам аквариум, как и его содержимое, являются идеями, так и их сумма, есть идея. Взаимосвязь двух шаров - идея. Как прямая, так и любая изогнутая, как вертикальная, так и устремлённая в любом мыслимом направлении цепочка шаров - суть идеи. Любой срез аквариума - идея. Любой разрез любого шара - идея.

В то же время идея существует сама по себе и вне зависимости от чего либо. И при этом постигается, ощущается, становится осязаемой только в соприкосновении, взаимодействии с другими идеями-Явлениями-Воплощениями. Так, можно смело утверждать, что Прошлое не существует без Памяти, хотя бывшее некогда, явно существовало. Благодаря истории оно обретает Настоящее, реальное воплощение, увы, уже другое, чем существовавшее в любом другом временном моменте.

Можно сказать, что основным вопросом философии является, пожалуй, не спор о первичности материи или сознания, а возможность или невозможность определения единственно понятых и неоспоримых впредь Истин - Идей.

Нет более определённо неопределённой идеи, чем Философия. И, благодаря зависимости от времени Всего и Вся, нет более ОНО идеи, чем Философия Истории. Можно смело заявлять, что ломоносовское утверждение «Философия - наука всех наук», относится именно к Философии Истории.

Если доказательством решения любой задачи является нахождение, через логические манипуляции с некоторыми известными величинами, одной обобщающей величины, то доказательством любой философской задачи, к сожалению, может служить нахождение новой неопределённой величины через манипуляции уже известных неопределённых величин с относительно определёнными. Привычные людям предметы, понятия, явления (традиционно признанные в данный момент), есть лишь побочные продукты их философской деятельности, временно оцененные как реально существующие.

Таково доказательство моего вывода о неспособности Человека придумать что либо, не способное существовать в видимой ему Природе. Идеи составляют его суть, идеи наполняют его сознание, идеи живут вне его. Идеи реальны и мнимы одновременно. Они сущностны и сущи.

Идеи сущны!

0
4.519 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые