Оперный театр от старины до современности. Ч №3: Интересные факты от основания до 1941 года
Да, история Оперного богата на события. Предлагаю вашему вниманию хронологию интересных событий, начиная с дня основания и по сегодня. Но увы, это дело не одного дня. Поэтому, пишу частями, поделив историю Оперного на несколько периодов.
Первое громкое событие состоялось в 1889 г. Перед зрителем предстала итальянская труппа. Прима-балерина – А. Белла. Они представили вниманию зрителей 3 балета: «Брама», «Сильвия» и «Эксцельсиор». Главным балетмейстером был Д. Саррако.
Дальше события развивались еще стремительнее. Слава театра росла. Самое 1-е исполнение оперы «Сибирский цирюльник», на просторах Российской Империи, прозвучало именно в Одессе. Сцена театра помнит поступь таких выдающихся деятелей, как Щепкин, Милославский и Мочалов. В Одессу наведывался Островский, в паре с известнейшим артистом Мартыновым.
Именно тут оставил свой след Ф. Лист. В одесском театре он дал 6-ть концертов. Кстати, гонорар одного концерта он 100-процентно перечислил детскому дому.
Уже в 1891 году Одессу посетил, с антрепризой представитель императорских театров, Греков. Этот выдающийся артист стал одним из первых, кто показал одесситам российскую оперу. Буквально 2 следующих года прошли под влиянием русской культуры. Сперва на сцене отыграли оперу «Демон».
Отдельно остановимся на «Пиковой даме».
Эту постановку репетировали под чутким руководством самого Чайковского. Он не только сам выступал на сцене, но и наставлял и помогал актерам. Он давал рекомендации дирижерам. В частности, он помог Прибику, который впоследствии стал главным дирижером театра. Его приняли на эту должность с подачи Чайковского. Этот профессионал отдал Одесской сцене 43 года. Визит Чайковского в Одессу запомнился еще и тем, что тут украинская труппа молодых актеров, драматического плана, подарила ему лавровый венок. Надпись, на венке вошла в историю: «Смертные – бессмертному». Эти слова оказались пророческими. Чайковский будет жить вечно в наших душах и сердцах.
Нельзя забыть гастроли таких личностей, как: Шаляпин, Собинов и Яковлев, которые посетили город в 1899 году. Здесь же дали свои авторские концерты: скрипач Фидельман, Рахманинов, Скрябин, оркестр немецкого общества, под руководством Никиша, Кубелик и Недбал.
В 1900-х года наблюдается продолжение расцвета и роста популярности русского искусства в Одессе. В эти годы регулярно ставили «Ивана Сусанина», «Царскую невесту», «Князя Игоря» и… «Мазепы». На сцене блистали такие имена, как: Цесевич, Залевский, Каченовский, Липковская и так далее.
В следующем десятилетии на сцене Оперного выступала местная труппа. В те времена на сцене блистали: Е. Пушкина, Гамсахурдия, Каросса; балетмейстеры: Люизинский и Ремиславский.
В 1920 году главным режиссером был Лосский, который поставил ряд знаменитых пьес. Но, более важным оказался 1923 год, который стал годом рождения одесского балета. После того, как главным балетмейстером стал Баланотти. Именно под его руководством 7 декабря 1923 года состоялась премьера «Лебединого озера». Дирижером был Крамер. Исполнителями партий: Пушкина, Павлов, Баланотти и Смоляр.
Да, как оказалось, Гражданская война не властна над искусством. Смутные годы театр пережил «без потерь». Он не был разграблен и уничтожен. Но вот огонь, это та стихия, которая, кажется висит «Дамокловым мечом» над Оперным. В очередной раз огонь напал на театр 15 марта 1925 года. Сразу, после завершения оперы «Пророк», из-за неаккуратного обращения с огнем, загорелась новая сцена. Пожар уничтожил часть зала, нотную, сцену и костюмерную. Но с этим горем справились буквально за год.
После реконструкции театр оснастили ЖБ занавесями. 2 створки в одно мгновение перекрывали доступ к сцене и служебным помещениям. Эти меры предосторожности вызваны тем, что нужно было усиливать ТБ.
Несколько ранее, в 1923 году Пушкина и Ремиславский организовали, на базе театра школы. Выпускники играли на сцене Оперного. Это дало дополнительный толчок к развитию не только самого театра, но и искусства Одессы в целом.
Наиболее успешным принято считать 1930-й год. Именно тогда руководителем балетной труппы стал Моисеев. Под его руководством был поставлен балет «Ференджи». Он стал не просто популярным, а настоящей визиткой на долгие годы.
Очередной большой вклад сделал Вронский, который возглавил балетную труппу в 1940-м году. Под его руководством поставили балет Данькевича «Лилея». Это событие отразилось на развитии всего советского театрального искусства.
Ну, а после этого события, театр ожидали долгие испытания, во времена Великой отечественной Войны.
Но на эту тему поговорим в следующий раз.
Продолжение следует…
Пост написан в поддержку сообщества @istfak от @nikalaich
Отдельно пост написан в поддержку сообщества @mapala