Обращение Британии в христианство

В конце 6 века Англия была полностью языческой, а в конце 7 века - полностью христианской.
Обращение в христианство заняло 100 лет или даже немного поменьше, обращение в христианство было не кровавым, не жестоким, а очень спокойным и плавным, хотя были и случаи возврата к язычеству, так называемые "relapsing to paganism".

Источник http://www.rusnation.org


Я упоминала, что англосаксы не сохраняли римское наследие, и христианское римское наследие, в том числе. Но на севере, на задворках новых королевств (на территории Шотландии, Уэльса и Ирландии) жили племена кельтов, которые приняли римскую культуру и стали христианскими. Общение англосаксов с жителями Шотландии и Ирландии так или иначе происходило и христианство становилось англосаксам знакомым, они не относились к нему враждебно и с полным непониманием. Постепенно заключались браки, в которых муж мог быть язычником, а жена из северного племени являлась христианкой.
Англосаксы верили в плеяду богов, среди которых главным был бог войны Воден (Оден, Один). Каждый военный вождь провозглашал свое происхождение от бога войны и имел его статую в своём храме.
По всей Англии было огромное количество храмов больших и малых, чаще всего они были круглой формы и внутри находились ниши для различных богов.
Кроме Водена очень почитались почитались Тюр, бог войны, мудрости, сын Водена , Фригг, богиня любви, домашнего очага, деторождения, круговорота жизни, провидица и жена Водена, Фрейя, богиня любви, войны. 

Многие почитали Тора, бога небес и грома, дождя и бурь, плодородия и благополучия, обязательно носили амулет в виде молота, чтобы сила Тора помогла в бою, во время пахоты,во время сбора урожая. 

Это молот Тора, который многие англосаксы носили, как нательный крест. Окружающим сразу становилось ясно, что это последователь Тора. 

На данный момент осталось много географических названий, связанных с именами богов, археологи насчитывают около 60 мест, маленьких городков  и деревень.

С именами языческих германо-скандинавских богов связаны названия дней недели:

 Tuesday (вторник) —день Тюра

Wednesday (среда) —(Woden’s) день Водена

 Thursday (четверг) — (Thor’s day) день Тора

 Friday (пятница) — (Frigg’s или Freya’s day) день богини Фригг или Фрейи

Месяц апрель назывался Easter в честь богини Земли Eostre. В этом же месяце праздновался замечательный праздник возрождения природы и плодородия. Впоследствии название месяца апреля стало названием праздника Пасхи. 

Обращение к Христианству началось в начале 7 века, когда в Нортумбрию приехала делегация от лица самого Папы Римского Григория Великого (Григория Первого).

В Православной традиции Папа Римский Григорий Первый Великий называется Григорий Двоеслов.

Миссионер Святой Августин и делегация Папы Григория Великого.  Папа Римский Григорий I.

Рынок рабов в Риме

Согласно легенде Григорий, ещё до становления Папой Римским, прогуливался по рынку рабов в Риме и увидел невероятно красивых людей, со светлыми волосами, светлой кожей и хорошо сложенных. Григорий не видел ещё в своей жизни таких светловолосых людей, он незамедлительно подошёл к ним и спросил из какой они местности. Они ответили, что родом с Британских островов, а зовутся они англы (angli). В латинском ангел звучит как 'ангелиус '-angelius, 'ангели' - angeli.  Действительно, люди с такими ангельскими лицами, называются англи. Провинция, из которой были привезены рабы, называлась Дери, что было созвучно с латинским словом "гнев". узнав, что рабы -язычники ,Григорий дал себе слово, что спасёт ангелов от гнева божия, указав им на истину, обратив их в веру христианскую.

В скором времени став Папой, Грегори направил людей на Британские Острова, чтобы спасти души, живущих там "ангелов".

Это красивая история, скорее всего, художественный вымысел. Взойдя на папство Грегори (Григорию)необходимы были новые союзники и новые территории, населённые христианами. Первая делегация, отправленная в королевства Англии, была направлена самим Папой, хорошо спонсирована и возглавлялась  Августином впоследствии Кентерберийским. Представители Папы прибыли в королевство Кент, в город Кентербери, резиденцию кентского короля Этельберга. В Королевство Кент было удобно добираться с континента, необходимо было лишь пересечь Ла-Манш. Кентерберри  и Кент также были выбраны потому, что супруга короля Этельберга, Берта, была христианкой и король был не против её верования.  Августин  основал при королевском дворе аббатсво Святого Августина, а позднее заложил Кентерберийский Собор, ставший главным храмом Кентского Королевства, впоследствии — и всей Англии, и именно архиепископ Кентерберийский благословляет королей и королев на царствование. 

Августин, прибывший в Кент писал письма Папе Римскому Григорию,  в которых подробно рассказал, что  англосаксы ярые язычники, у них своя слаженная система праздников и традиций, которую трудно будет переделать. Григорий, решил не обращать внимания на детали и дал добро на то, чтобы на территории королевства Кент сохранялись языческие празднования и ритуалы. Если жители Кента хотят резать быков, пусть режут, но праздник этот постепенно заменять праздником христианским. Например, как в Риме праздник Рождения языческой Митры,  день рождения Непобедимого Солнца - dies natalis Solis invicti, день зимнего солнцестояния заменили Рождеством.  

Практика подмены языческих праздников на христианские оказалась весьма удачной. Лектор Дженнифер Пэкстон рассказывает об одном короле Рэдволте, который из северного королевства Нортумбрии прибыл по делам в Кент, именно в то время, когда и миссионеры во главе с Августином. Рэдволт так проникся рассказами об Иисусе Христе, что вернувшись домой в одной из ниш своего храма разместил статую Иисуса, наряду с языческими богами. Жена Рэдволта не была счастлива, но и не противилась, хотя считала это предательством богов своих предков. Августин в свою очередь тоже не имел в виду поклонение Христу и языческим богам одновременно. Но начало христианству было положено. 

Несмотря на то, что Святой Августин прибыл в Кент и провёл именно в Кенте большую часть своей жизни, нужно сказать, что колыбелью христианства в Англии стало Королевство Нортумбрия. Король Эдвин женился на христианке и спустя несколько лет и сам решил обратиться в религию жены. Несколько лет Эдвин слушал речи христианского миссионера и наставника жены Паулина прежде, чем изменить свои верования. Но при этом он решил поговорить со своей дружиной, со старейшинами, чтобы между ним и его воинами не было недопонимания и никакая вера не разделяла их, он собрал своих солдат и объявил им, что собирается принять христианство. Его наставник, языческий монах Койфи присутствовал при беседе с воинами и очень помог своему королю. Эдвин сказал, что жизнь похожа на полёт воробья в зимнюю бурю, когда птица случайно залетает на пир короля, в тёплое и светлое место. И через пять минут вновь летит на холод и в тьму. Таки мы, люди, знаем, что есть сейчас, а что было до или после нам неведомо. Но может быть новая вера поможет открыть эту тайну и пришла пора попробовать новую веру. Тогда Койфи, взял в руки копье (хотя согласно языческому верованию монах не мог держать оружия в руке) и со словами «пусть бог проявит себя», он метнул копье, которое легко разбило статую языческого бога. Дружина короля Эдвина увидев, как легко развалилась статуя, решила, что это знак свыше. 

Вообще христианство у англосаксов принималось по схеме, если король принял христианство, значит все жители королевства принимали новую веру. Не было в 7 веке свободы вероисповедания и свободы суждения. Но при этом каждый король старался узнать, как всё таки будет реагировать народ на новое веяние, новую религию. 

Святой Эдвин принял христианство в 627 году, а спустя 5 лет он погиб в бою.  Королевство Мерсия и валлийский предводитель объединились и разгромили Нортумбрию, жена короля Эдвина с маленькими детьми сбежала в Кент, укрылась в монастыре, а Нортумбрия снова стало королевством языческим, примерно на 20 лет. Но через 20 лет Нортумбрию возглавил христианский король, христианство зашагало по королевствам семимильными шагами. Самым последним королевством,принявшим христианство стало Королевство Мерсия, это случилось ближе к концу 7 века нашей эры. 

Несмотря на то, что христианство прижилось быстро и без серьёзных кровопролитий за веру, был один момент, весьма щекотливый. Дело в том, что миссионеры пришли с двух направлений, со стороны континента в Кент и из Ирландии. Традиции Ирландии немного отличались от христианских традиций Рима и порой это выливалось в конфликты.  Одним разногласием было ношение волос в монашестве.  Римские монахи выбривали круг в центре головы,ирландские сбривали волосы посредине и оставляли длинные волосы сзади. Также различался и день празднования Пасхи. Многие короли выбирали всё же римские даты для празднования,опираясь на то, что глава Римской Христианской церкви, Пётр , является хранителем ключей от царствия господнего. 

Возникало много проблем и столкновений, но самое главное произошло, обращение страны в христианство. Пропаганда христианства идёт во многих литературных источниках, например в "Церковной Истории Англов". Известным литературным шедевром, продвигающим новую веру является песнь Кэдмона.  Но это уже история нового восьмого столетия и тема следующего поста. 

*Пост написан по Лекции Дженнифер Пэкстон серии TTC Video " История Средневековой Англии:от короля Артура до Тюдорского Завоевания".

Фотографии из фильма.







историябританиястрановедениеанглийскийклубpsk
115
232.682 GOLOS
0
В избранное
lengalenga
На Golos с 2017 M06
115
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые