Истоки мифа о Граале. Часть 1
Весьма тривиально характеризует немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале» один из таинственнейших символов в истории Запада: «Предмет, что зовут Граалем». Ho в романе есть пассажи, где Грааль описан более вдохновенно и поэтично, как предмет, превосходящий все великолепие Земли. В настоящее время историки сходятся в том, что слово «Грааль» происходит от латинского «gradalis», что означает «сосуд», «блюдо», «чаша» или «кубок». Кельтские, христианские и восточные представления слились, дав жизнь мифу. Так возникло многоцветное переплетение сюжетов.
Определить происхождение сюжетов о короле Артуре и Святом Граале довольно трудно, поскольку вплоть до XII века они бытовали исключительно в устной форме. Достоверно известно лишь, что история о Персевале и его поисках Грааля принадлежит к так называемому «бретонскому циклу», т.е. циклу сказаний о короле Артуре и его рыцарях. В V веке нашей эры, когда англы и саксы начали набеги на Британию, многие валлийцы и бритты перебрались на север Франции. Вторая волна переселенцев хлынула в XI веке, когда Британские острова были завоеваны норманнами, осевшими перед тем в Нормандии. Валлийские и норманнские сказители (певцы и барды) смешали свои версии легенд об Артуре с мифом о Граале и преданиями других народов, в частности кельтов. Рассказывая под музыку свои занятные истории, они таким образом развлекали господ при средневековых дворах Англии, Франции и Германии.
Основа мифа о Граале
Предания о Граале строятся вокруг библейского сюжета об искупительном подвиге Христа, но насыщены ценностями средневековых воинов. В центре большинства повествований находится неопытный вначале герой, отправляющийся в опасное путешествие на поиски Святого Грааля (пребывание при дворе Артура оказывается эпизодом его странствий). Ему суждено исцелить короля, хранителя священной чаши, от таинственной хвори и тем самым возродить страну, утратившую плодородие. Первым поэтом, записавшим легенду о Граале и соединившим ее со сказанием о короле Артуре, стал Кретьен де Труа. Примерно между 1180 и 1190 годами французский бард создал рыцарский роман «Персеваль, или Повесть о Граале». Судя по всему, он активно пользовался более ранними преданиями о Граале кельтского происхождения. В 9234 строках так и не завершенного текста неоднократно появляются цитаты из Библии и обнаруживаются многочисленные параллели с легендами кельтов.
Символическая смерть и обновленное царство
Персеваль встречает больного владетеля замка Грааля, именуемого «королем-рыбаком». Позднее герой узнает, что король-рыбак ранен в бедро: об этом ему сообщает двоюродная сестра (она встречает его, держа обезглавленное тело мертвого друга). Обе сцены — с королем-рыбаком и отрубленной головой — заставляют вспомнить сюжет о Бендигейдфране, легендарном короле Британии из кельтских преданий. Согласно легенде, ирландцы ранили его отравленной стрелой в ногу, после чего он приказал своим спутникам отрезать ему голову. Рана в бедро обернулась для короля-рыбака и его страны катастрофой: он стал бесплодным, и его земли утратили плодородие. Но обезглавливание символизирует и инициацию. Бендигейдфран умирает символической смертью: его отрубленная голова может говорить и направляет спутников на остров, где они живут несколько лет, не ведая печали.
Считается, что корни мифа о Граале связаны с ирландскими легендами эхтрай, повествующими о путешествиях героев в потусторонний мир. Там гостей потчуют дивными яствами с никогда не пустеющих золотых блюд и напитками из вечно полных золотых кубков. Во дворцах есть и заколдованные мечи, магические рога изобилия и котел возрождения. Здесь не стареют ни обитатели, ни гости. Магические мечи этих рассказов отсылают к Экскалибуру, мечу короля Артура, сделавшему своего хозяина практически непобедимым. В эхтрай прослеживаются параллели с «Парцифалем» Вольфрама фон Эшенбаха: у него Грааль дарует яства и питье в любом количестве, и один его вид омолаживает.
Грааль также символизирует власть. Передача короны и легитимность светской власти связаны с вопросом о том, кому следует давать испить из драгоценного сосуда. Эта загадка, которая не дает покоя ищущим Грааль, указывает на обряд инициации, описанный в древнеирландской саге «Безумие призрака». Эта сага входит в ирландский королевский цикл начала XI века и повествует о короле Конне (Конде), вознесенном в рай. Его приветствует девушка с золотой короной, представляющая собой персонификацию «господства над Ирландией». Она вопрошает повелителя потустороннего мира, бога Луга, кому следует поднести золотой кубок с «красным элем» (dergflaith). Здесь автор играет созвучными словами «напиток» и «господство». Луг называет Конна и его потомков, тем самым легитимируя королевскую власть Конна.