Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Кто вы, Вильям Шекспир?


Вильям Шекспир

Шекспировские пьесы относятся к высшим достижениям мировой литературы. Весь мир восхищают эти вечные истории о любви, мести, войне и безумии. Но относительно их авторства споры и по сей день не утихают.

При жизни Вильяма Шекспира (1564-1616) никто и не думал сомневаться, что бард из Стратфорда-он-Эйвон сам писал пьесы, которые с успехом играла его театральная труппа. Однако с XVIII века относительно их авторства стали высказываться самые неожиданные гипотезы. Около 1903 года американский романист Генри Джеймс писал: «У меня просто навязчивая идея, что Божественный Вильям — величайший и самый удачливый мистификатор из всех, кто испытывал долготерпение мира». Этот скептицизм разделяют многие серьезные литераторы, ученые и политики.

Антистратфордцы

Если не считать ранних туманных замечаний, первым был некто Уильям Генри Смит, взявшийся доказать, что шекспировские трагедии, включая «Гамлета», сочинены философом и политиком Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Смит основывал свой вывод на стилистических параллелях между работами обоих авторов. Многие его поддержали; некая миссис Генри Потт насчитала не менее 4400 лексических совпадений, однако большинство их — самые обычные обороты типа «доброе утро», «аминь» или «уверяю вас», наверняка используемые в ту эпоху всеми.

Ряды антистратфордцев, как стали называть оппонентов этого в любом случае уважаемого театрального деятеля, росли, и со временем они отыскали почти 60 «настоящих Шекспиров». Из высшего сословия на эту роль кроме Бэкона претендовал граф Оксфордский Уильям де Вир. Его кандидатуру горячо поддерживал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, толковавший шекспировские драмы в духе своей теории и даже изменявший даты их написания, подгоняя их под биографию дворянина.

Гораздо более правдоподобный претендент — Кристофер Марло (1564-1593), самый знаменитый дошекспировский британский драматург, чьи пьесы, в частности «Эдуард II» и «Мальтийский еврей», пользовались большим успехом у современников. Марло погиб в драке в таверне как раз в тот вечер, когда его должны были арестовать по обвинению в атеизме. Эти странные обстоятельства заставили канадского журналиста К. Хоффмана подозревать, что смерть Марло — инсценировка. Она позволила ему скрыться от суда и продолжать писать, уже от имени Шекспира, передавая ему пьесы для постановки.

Большинство антистратфордцев считают последнего подставным лицом либо для сочинителей, скрывавшихся из-за политических преследовании, либо для вельмож, не желавших афишировать свое «неблагородное» хобби.

Косвенные улики

Скептики указывают, что гениальные шекспировские пьесы мог написать лишь высокообразованный и много путешествовавший аристократ. Главный аргумент здесь — весьма скудные сведения о жизни самого Шекспира.

Действительно, документов сохранилось очень мало: запись о крещении в стратфордской церкви 26 апреля 1564 года, купчие на дома и землю, мелкие судебные тяжбы, а также трехстраничное завещание с личной подписью. Странно, что в нем не упоминается ни одна из 38 пьес. Правда, закона об авторском праве тогда не было, но если Шекспира и не заботила посмертная слава, ему стоило бы подумать о сохранении для потомков своих творений.


Фрэнсис Бэкон

Первые публикации

Последнее замечание тем более актуально, что ни одной рукописи Шекспира не сохранилось. Стоит учесть, что в XVI столетии взгляды на драматическое искусство сильно отличались от нынешних. На пьесы смотрели как на балаганные безделицы, которым далеко до «истинной» литературы, лирической или героической. Драматург просто постыдился бы представить свои опусы на суд просвещенной и богатой читающей публики, даже если как автор он заслужил широкую популярность среди лондонских зрителей. Современник стратфордца Фрэнсис Мире писал: «Если бы музы говорили по-английски, они воспользовались бы изысканным стилем очаровательного Шекспира».

Первыми интерес к его драмам проявили именно лондонские издатели, выпустившие распечатки некоторых пьес, правда, на основе разрозненных и неточных фрагментов, собранных у актеров. Тщательно выверенный сборник вышел в свет уже после смерти Шекспира, в 1623 году. Он содержит 36 пьес, из которых 18, включая «Юлия Цезаря» и «Макбета», опубликованы впервые. Деньги на это дали два работавших с Шекспиром актера — Джон Хемингс и Генри Конделлс. В посвящении и предисловии они сетовали, что автор не смог вычитать тексты — очевидно, у них сомнений тут не возникало.

Инсценировки известных историй

Наконец, независимо от авторства шекспировских творений их упрекают во вторичности. Однако почти все драматурги той эпохи предпочитали «обкатанные» сюжеты. Например, трагедия «Ромео и Джульетта» основана на рассказе Мазуччо Салернитанца, уже известном в Англии по поэме Артура Брука, в 3000 строк ознакомившего соотечественников с печальной историей веронской пары, Шекспир не придумал даже Гамлета. Это сага, изложенная в XII веке датским летописцем Саксоном Грамматиком. Многие старинные легенды ложились в основу позднейших литературных обработок, вероятно, хорошо известных Шекспиру. Так, трагедия «Горбодук», датируемая 1562 годом, переделана им в «Короля Лира».

Значит ли это, что Шекспир плагиатор? Вовсе нет. Как и другие писатели, он заимствовал, где мог, сюжеты и вечные темы, но уникально и гениально — разрабатывал сложные характеры, участвующие в универсальных конфликтах. Именно поэтому нас до сих пор потрясают его произведения.



  
  



0
754.427 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые