Литературная обработка. Миф о Граале
Готика — эпоха перелома, Крестовых походов и борьбы с неверными, эпоха, когда люди испытывали страстную тягу к духовному очищению и ожидали конца света. Своего рода ориентиром стал цикл легенд о Граале. Эпосы и песни этого цикла, так или иначе, но связанные друг с другом, получили восторженный прием при дворах европейских правителей. Даже в наше время многие писатели используют миф о Граале для осмысления общественных перемен.
Строя замок Нойшванштайн, Людвиг Баварский желал воздвигнуть идеальную версию замка Грааля. Он любил наряжаться Лоэнгрином, а вдохновение черпал в «Парцифале» средневекового миннезингера конца XII — первой четверти XIII века Вольфрама фон Эшенбаха. Главному герою этого куртуазного романа предстоит долгий путь: из простачка он превратится в доблестного рыцаря Круглого стола короля Артура, а затем, возвысившись духовно, станет королем Грааля в сказочном замке.
Средневековое чтиво
Поэты того времени создавали свои произведения не столько по собственной инициативе, сколько по заказу светских правителей средневековой Западной Европы. Меценатом Вольфрама мог быть Герман I, ландграф Тюрингии. Вольфрам охотно обращался к «Персевалю, или Повести о Граале» Кретьена де Труа, который впервые соединил образ короля Артура с мотивом поиска Грааля. Заказчиком Кретьена выступал Филипп, граф Фландрии.
Рыцарь Грааля Лоэнгрин появляется у Вольфрама под именем Лоэрангрина в качестве второстепенного персонажа: род хранителей Грааля посылает его, сына Парцифаля, на лебеде защищать герцогиню Брабантскую. Лоэрангрин ставит ей одно-единственное условие: она никогда не должна расспрашивать о его происхождении. Стоит ей нарушить обещание, и «рыцарь лебедя» покидает ее. В этой версии Грааль символизирует глубочайшую веру в Божью любовь и могущество.
Героический эпос «Титурель»: Грааль и куртуазная любовь
В «Парцифале» Вольфрам подробно описывает родственные связи между родом Артура и родом хранителей Грааля, потомками Титуреля. Титурель приходился прадедом Парцифалю. В героическом эпосе «Титурель» того же автора повествуется о трагической любви Сигуны, также принадлежащей к роду хранителей Грааля, к оруженосцу Шионатуландеру. В «Титуреле» Грааль представлен как поводок для собак. Шионатуландер ловит для Сигуны охотничьего пса с поводком, унизанным драгоценными камнями, и прекрасным ошейником с какой-то надписью. Когда Сигуна пытается прочесть надпись, животное исчезает. После этого она обещает Шионатуландеру свою любовь, если он вернет ей «волшебный» ошейник. Но юноша лишается жизни, охотясь за таинственным псом, а Сигуну не покидает глубокая скорбь, которая безвременно сводит ее в могилу. «Титурель» можно интерпретировать в том духе, что мир Грааля и куртуазная любовь несовместимы.
В последней трети XIII века поэт Альбрехт фон Шарфенберг, место рождения которого не известно, создал поэму «Младший Титурель», дополнив сюжетную линию Титуреля. Автор повествует о некоем храме, который Титурель, первый король Грааля, возвел для этой святыни. В этой версии Грааль описан как чаша из камня. Храм стоит на горе из сверкающего оникса, его окна украшены витражами из драгоценных камней. В конце поэмы Бог переносит Грааль и храм в Индию. Таким образом, в «Младшем Титуреле», в отличие от исходной поэмы, благодать сохраняется. Альбрехт упоминает и царство пресвитера Иоанна — мифического правителя, который, по легенде, управлял крупным христианским царством в Индии. В 1165 году в Западной Европе появилось послание, составленное якобы королем-священником, в котором тот описывал свое великолепное царство. Папа Александр III в надежде получить от далекого властителя помощь в Крестовых походах велел отправить ему ответное послание, однако никто на него не отозвался. В настоящее время доказано, что письмо короля-пресвитера было фальшивкой.
Идеал внутренней независимости
В эпоху Просвещения принято было посмеиваться над средневековой страстью по Граалю. Теперь читающую публику мало привлекали сказочные мотивы, мистика и религиозное содержание легенд о Граале. Только в эпоху романтизма вновь появился интерес к преданию о Граале: священный сосуд стал символом Золотого века. К концу XIX века усилилась тенденция к новой интерпретации мифа о Граале. Так, австрийский писатель и поэт Гуго фон Гофмансталь обыграл образ утраченного Грааля в сонете «Посвящение художника, 1891 год». Согласно Гофмансталю, художник не должен жить одним эстетическим идеалом. Его назначение — искренне сопереживать и смягчать боль, претворяя ее в слова. В романе Эрвина Гвидо Кольбенхайера «Монсальваш» («Montsalvasch: ein Roman fur Individualisten», 1912 год) Грааль, хотя и не упомянутый автором прямо, символизирует поиск собственного Я. Выведенный Кольбенхайером Парцифаль по имени Ульрих Бихандер после череды злоключений приходит к пониманию, что смысл жизни нужно искать не вовне, а в себе самом. В конце «Монсальваша» появляется светящееся облако в форме замка: оно символизирует идеал независимой личности, к которому стремится Ульрих.