Воинственные амазонки. Женщины с оружием
Амазонки — мифический народ женщин-воительниц в Малой Азии (или Скифии), происходивший от Ареса и Гармонии. Якобы это название они получили из-за обычая отрезать или выжигать у девочек правую грудь, чтобы им ничто не мешало натягивать тетиву и метать дротики. Амазонки были вооружены луком, боевым топором и легким щитом, поклонялись Аресу и Артемиде. Им приписывали основание города Эфес и возведение там знаменитого на весь древний мир храма Артемиды.
Первое упоминание об амазонках встречается у Гомера в знаменитой поэме о войне между греками-ахейцами и троянцами. Ко времени возникновения «Илиады» в VIII веке до нашей эры греки населяли современные Грецию и Западную Турцию и основали первые колонии в Южной Италии. Легендарное царство амазонок они располагали неподалеку от себя — во Фракии, на западе Ливии или на южном побережье Черного моря, в бассейне реки Фермодонт, впадающей в Понт Эвксинский. Когда эти области были изучены, а амазонки не обнаружены, их земли «перенесли» дальше на север. Так, Геродот полагал, что амазонки обитали в скифских степях, между Черным и Каспийским морями. Если верить «отцу истории», вначале они жили на Фермодонте, но затем ушли дальше, спасаясь от греков. На своей новой родине амазонки после долгих войн с кочевниками-скифами в конце концов объединились с ними и положили начало народу сарматов.
Опасная альтернатива благонравной гречанке
Независимо от истинности этого утверждения о слиянии со скифами, характерной чертой амазонок было то, что они сами управляли своей страной. По словам ряда греческих авторов, царство амазонок было населено женщинами и небольшим числом рабов-мужчин. Во главе стояла царица. Таким образом, в их ведении находились чисто мужские профессии — война и политика. В Древней Греции женской долей было заниматься домом и детьми. Древнегреческая женщина, матрона, хранительница очага, резко отличалась от амазонок. Те заботились о себе сами, и если и стремились получить потомство, то только женское: сыновей они отдавали на воспитание отцам либо убивали. Амазонки древних легенд — женщины дерзкие и буйные, владеющие оружием, одним словом — полная противоположность благонравным греческим женщинам. Своей безудержностью они напоминали бога войны Ареса, но при этом обладали и женской красотой. Ничего удивительного, что многие греки считали их дочерьми бога войны Ареса и прекрасной Гармонии.
Чтобы подчеркнуть суровые нравы амазонок, поздние греческие авторы писали, будто те выжигали либо отрезали молодым девушкам правую грудь, чтобы она не мешала им натягивать лук. Название «амазонка», возможно, происходит от слова «а-мазос», что значит «без груди», хотя в более древних описаниях амазонки представлены с двумя грудями.
Больше всего греков пугало в амазонках то, что они сражаются наравне с мужчинами и обладают мужской отвагой — ужас для патриархального общества. Успокоение приносили рассказы о том, что все великие герои — Геракл и Тесей, Беллерофонт, Приам и Ахилл — побеждали бесстрашных воительниц, пусть это и требовало от них напряжения всех сил. С одной стороны, эти легенды рисовали страх, внушаемый амазонками, с другой — решительность и силу греческих героев.
Мир мужчин и эротические фантазии
Предания о столкновениях греков и амазонок были окружены особым мифическим ореолом в Афинах. В этом городе любили рассказывать, как Геракл выступил против амазонок, чтобы добыть пояс их царицы Ипполиты. Или как Тесей во время одного из походов похитил амазонку Антиопу (по другой версии Меланиппу или Ипполиту). Это стало причиной вторжения амазонок в Аттику, где они потерпели поражение в битве при местечке, названном Амазоний. Афинянам тогда с огромным трудом удалось победить суровых воительниц и спасти греческий мир. Этими легендами афиняне подчеркивали господствующее положение своего города.
Амазонки являли собой разительную противоположность греческому миропорядку Вместе с тем мысль о существовании таких женщин не могла не вызывать определенные эротические фантазии у греческих мужчин. Какой храбрец не хотел бы победить таких красавиц? Это подсознательное желание породило еще один мифический мотив: великие герои наподобие Геракла и Тесея не просто побеждали амазонок, но и вступали в связь с поверженными.
Нет никаких археологических доказательств, что в тех не столь уж далеких от греческого мира землях когда-либо существовало женское царство. Но в южнорусских степях и на Кавказе были найдены женские могилы, свидетельствующие, что у обитавших там кочевых народов была прослойка женщин, носивших оружие и участвовавших в сражениях (судя по ранам и отметинам на их костных останках).
В джунглях Южной Америки
В эпоху Ренессанса XV-XVI веках, когда возродился интерес к Античности, был реанимирован и миф об амазонках. Когда испанцы искали легендарную страну Эльдорадо, 350 испанцев и 4000 индейцев под началом Гонсало Писарро и его родственника Франсиско де Орельяны двинулись из Кито — теперь это столица Эквадора — в амазонскую сельву. Оказавшись в джунглях, они решили разделиться на две группы и исследовать местность. Орельяна приказал построить два корабля, чтобы спуститься по реке к Атлантике. Согласно сообщению одного его спутника, монаха-доминиканца Гаспара де Карвахаля, летом 1542 года близ устья Рио-Негро испанцам пришлось вступить в бой с высокими светлокожими воительницами, которые собирали свои длинные волосы в пучки и хвосты. Сражались эти женщины обнаженными. Перед тем испанцы якобы видели на одной из деревенских площадей таблички с изображением укрепленного города, принадлежащего женщинам. По словам Карвахаля, эти воительницы жили в глубине сельвы, в 7 днях пути от Амазонки. Они не вступали в брак, а с мужчинами встречались только, чтобы зачать детей (девочек оставляли, мальчиков убивали). Сходство с греческими мифами столь велико, что можно сделать вывод об очень древнем мотиве, общем для наших далеких предков. Эта история выполняла две функции: во-первых, объясняла, почему экспедиция не нашла Эльдорадо и потерпела неудачу; во-вторых, прославляла испанцев, якобы сражавшихся с самими амазонками. Спустя несколько лет французский исследователь Андре Теве предположил, что после Троянской войны амазонки бежали в Америку и назвали свою новую родину Амазония (по которой Орельяна назвал реку Амазонкой). Но найти женское царство не удалось и в Южной Америке.
Брюнхильда и дагомейские амазонки
XIX век открыл в предании о нибелунгах подчеркнуто воинственную женщину — валькирию Брюнхильду, необычайную силу которой придавал ее магический пояс. В «Кольце нибелунга» Рихард Вагнер назвал ее «германской амазонкой».
В том же XIX веке появился и самый экзотический миф об амазонках: он лишь отчасти соответствовал античному, зато имел под собой реальную основу. Речь идет о «гвардии амазонок» правителей Дагомеи (нынешний Бенин), созданной королем Гезо в начале XIX века. Гвардия насчитывала от 5000 до 8000 женщин-бойцов. Все они были выше 180 см, мускулистыми, незамужними, в бою пользовались саблей и ружьем. В отличие от амазонок древности, они воевали в боевом облачении и до блеска умащали тело маслом. С 1890 года и до разгрома царства в 1894 году эта гвардия сражалась с французами. Незадолго до гибели Дагомеи несколько групп этих воительниц давали представление в Европе и вызвали небывалый ажиотаж.
Индустрия развлечений до сих пор охотно обращается к легенде о женщинах-воинах. Американский сериал о Зене — королеве воинов так же соотносится со сказаниями об амазонках, как и образ Лары Крофт, которую в экранизациях сыграла Анджелина Джоли.