Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Воскресные истории. Братство вольных каменщиков

Монархи и правительства не раз пытались запретить вольнодумное братство франкмасонов. Однако эта тайная организация, стремящаяся к улучшению общества и пропагандирующая терпимость, всегда привлекала симпатии простых людей. Ритуалы и традиции масонов внешне связаны с обычаями средневековых каменщиков, но на самом деле родились намного раньше.

Франкмасонство, или просто масонство, распространено по всему миру, но мало кто знает, что это такое. В переводе с французского «франкмасон» — «вольный каменщик». Он исповедует братство и терпимость. Программа-максимум масонства — превращение общества в дружную семью народов. В уставе братства говорится, что каждый масон должен начать с себя — быть отзывчивым, милосердным, бескорыстным.

Ритуалы братства франкмасонов, которые его члены должны хранить в тайне, на первый взгляд, противоречат гуманным целям. Они кажутся зловещими, но на самом деле полны смысла. На церемонии приема в масоны кандидат изображает собственную смерть и ложится в гроб. Это означает, что он расстается с прежней жизнью, чтобы возродиться новым человеком.

Символы вообще играют в масонстве очень большую роль. Важнейшие среди них фартук средневекового каменщика и его орудия труда: мастерок, угольник и разметочный циркуль. В принципе изначально эти общества сначала и были чем- то вроде цеха собратьев-строителей, но постепенно переориентировались на более гуманитарные задачи. Впрочем, современные последователи франкмасонства продолжают считать себя духовными строителями, так что хранят рабочие традиции, дополняя их этическими и религиозными идеалами.

Тайное искусство каменщика

Связь зодчества с религией зародилась на заре градостроительства. В античную эпоху большинство лучших зданий возводилось во славу богов. Первые религиозно-строительные общества возникли на месте нынешней Сирии; их было немало в Римской империи. В 960 году до нашей эры правитель финикийского города Тира на Средиземном море Хирам, признаваемый сейчас отцом франкмасонства, послал опытных мастеров к иудейскому царю Соломону для помощи в возведении храма и дворца в Иерусалиме.

Примерно в 710 году до нашей эры второй царь Древнего Рима, Нума Помпилий, согласно легенде, ученик греческого философа Пифагора, якобы объединил ремесленников в профессиональные коллегии. Строительные коллегии, в частности, состояли из мастеров, которые занимались возведением религиозных, гражданских, военных и портовых сооружений. В этих корпорациях религиозные и профессиональные вопросы были настолько тесно переплетены, что сложился особый цеховой культ.

По мере расширения римских владений множились и эти организации. В 313 году император Константин объявил христианство государственной религией, и законопослушные члены коллегий крестились, но сохранили свои древние обряды.

Стройплощадки масонов

После падения Римской империи до VII века крупных строек в Западной Европе почти не велось, но с укреплением феодализма постепенно формировалась новая религиозная архитектура. Духовенству нужны были бастионы веры, и оно собирало мастеров, передававших из поколения в поколение как профессиональные секреты, так и традиции коллегий. Ремесленники учили, монахов строить, но и сами зачастую жили при монастырях и подчинялись их уставам. Религия и строительство снова оказались тесно взаимосвязанными.

Возведение любого средневекового собора было широкомасштабным мероприятием, и на стройплощадке под руководством зодчего-прораба годами трудились сотни людей — не только каменщики и чернорабочие, но и скульпторы, художники, стекольщики. Постепенно среди зодчих формировались профессиональные братства, члены которых, скрывая секреты мастерства от непосвященных, выработали для общения особую систему кодовых знаков. Члены этих групп, или лож, пользовались определенными привилегиями, в частности свободой от ограничений в работе, типичных для средневековых гильдий. Постепенно они стали называться вольными каменщиками, или франкмасонами.

Конечно, эти мастера не становились свободными художниками. Церковь контролировала постройку храма от начала проектирования до отделочных работ. Каменщикам задавались общие контуры, размеры и пропорции зданий; каждая деталь орнамента должна была соответствовать определенным геометрическим правилам и нести смысловую нагрузку. Все эти мелочи передавали символику, понятную только посвященным.

Возможно, поэтому средневековые франкмасоны чувствовали, что их задача состоит не в простой укладке камней. Они видели себя строителями мироздания в целом, где каждый должен стремиться к единой цели — совершенствованию творения. Масштабы этой работы превосходят человеческое воображение, и продолжается она бесконечно, но идет по определенному плану к высшей цели — созданию идеального Дома Господа. Отсюда и традиция франкмасонов посвящать свои труды «Великому Зодчему Вселенной».

К середине XVII века роль вольных каменщиков постепенно изменилась. В братства стали принимать влиятельных людей, никак не связанных со строительством, но стремившихся к тайным знаниям — наступала эпоха просвещения и научных открытий. Традиционное масонство умирало с развитием образования и техники, но его обрядность и высшие цели подхватывались поколениями интеллектуалов, которые наполнили их гуманистическими идеалами Возрождения, алхимической мистикой и духом средневекового рыцарства.

Эта современная форма масонства, обычно называемая спекулятивной (умозрительной), сформировалась прежде всего в Англии. В день св. Иоанна Крестителя, 24 июня 1717 года, четыре масонские ложи Лондона объединились в так называемую Великую лондонскую ложу. Она выбрала гроссмейстера (Великого мастера), которому подчинялись все члены. Эти новые ложи ориентировались исключительно на развитие духовных ценностей и служение им. От ремесла каменщиков остались только символические атрибуты.

В 1723 году появился официальный кодекс франкмасонства, так называемая «Книга уставов», опубликованная английским священником Джеймсом Андерсоном. Исходя из традиционных понятий, она устанавливала обязанности каждого члена братства, включая служение «Великому Зодчему Вселенной». В принципе этот кодекс действует и по сей день.

После публикации «Книги уставов» влияние братства стало быстро расти. Членство в таком интеллектуальном обществе с благородными целями стало весьма престижным и привлекало людей всех социальных слоев, причем в первую очередь прогрессивных представителей аристократии.

Франкмасоны и революция

Интеллектуальное масонство быстро распространилось по Европе и стало популярным даже во Франции, несмотря на ее частые войны с Англией. Считается, что первая французская ложа британского типа была учреждена в Дюнкерке еще в 1720 году, а в 1736 году появилась Великая французская ложа. Вскоре масонство проникло в ряды дворян, военных, министров, духовенства, среднего класса, писателей, художников и юристов. Перед Великой Французской революцией 1789 года в Париже действовало не менее 154 лож, а в провинциях — 322.

Революция нанесла масонам тяжелый удар — многие из них кончили жизнь на гильотине. Есть мнение, что они сами же готовили свержение монархии, но это в высшей степени сомнительно: братство никогда не ставило перед своими членами и перед организацией в целом политических или социальных задач, видя свою цель лишь в распространении либеральных взглядов. Тем не менее в некоторых странах власти сурово преследовали масонов, опасаясь отрицательного влияния их «вольнодумства» на общественное спокойствие. Католикам, например, вплоть до 1983 года просто запрещалось вступать в братство.

В Северной Америке первые ложи вольных каменщиков появились в Филадельфии (1730) и Бостоне (1733). Масонство быстро распространялось и по немецкоязычным странам. В 1735 году ложу учредили в Гамбурге, в 1742 — в Австрии, в 1736 — в Швейцарии (правда, во франкоговорящей Женеве).

Сейчас в масонстве существуют два направления: так называемый йоркский ритуал с 12 степенями посвящения и шотландский — с 30. Во всем мире примерно 5 миллионов вольных каменщиков, из них более 3 миллионов в США, где от братства отпочковалось несколько дочерних движений, например шрайнеров.

До следующего воскресенья =)




Предыдущие истории можно посмотреть по ссылке


  
  



19
718.171 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые