Воскресные истории. Суд Божий: суровый и беспощадный

В средние века судебные тяжбы собирали толпы жадных до зрелищ людей. В те времена, кто прав и виноват, часто решалось с помощью Божьего суда. Неудивительно, что обвиняемые заранее холодели от ужаса: сверхъестественное правосудие обычно сопровождалось нечеловеческой жестокостью.

Даже сейчас выражение «суд Божий» звучит зловеще. Сама идея о сверхъестественных механизмах, включенных в работу юридической машины, вызывает беспокойство. Однако в средние века это был обычный порядок: если свидетельств в пользу обвинительного или оправдательного приговора не хватало (весьма распространенный случай), окончательное решение предоставлялось высшим силам.

Практика Божьего суда подразумевала, что всемогущий и справедливый Господь не допустит торжества преступника. Нам трудно представить себе, что такой произвольный метод расследования, чаще всего со случайным исходом, сохранялся тысячелетиями. Однако суд Божий знали древние египтяне, вавилоняне, библейские народы, античные греки, а местами в Западной Европе и особенно в Африке он просуществовал до нового времени.

Железная логика

По логике Божьего суда, Господь поможет невинному без вреда пройти любые испытания. Однако испытания порой принимали разные формы, от безобидных до смертельно опасных, бывали активными или пассивными, индивидуальными и групповым Часто использовался, например, назначаемый судом поединок: естественно, с Божьей помощью в нем побеждал правый.

Так называемое крестное испытание было сравнительно безвредным: представители сторон или истец с ответчиком стояли перед крестом с вытянутыми в стороны руками. Виновным признавался тот, кто первый их опускал.

Вода и огонь

Самыми распространенными формами Божьего суда были испытания водой и огнем — мучительные процедуры, особенно если применялся кипяток и раскаленное железо. В первом случае обвиняемый должен был рукой достать из котла с кипящей водой кольцо или камешек. Обваренную руку перевязывали, а через установленный период повязка снималась, и судья по ходу заживления ожогов решал, виновен человек или нет. При испытании огнем подозреваемый должен был пройти положенное число шагов с раскаленным прутом в руках или босым по раскаленным углям.

Эволюция правосудия

Раннехристианская церковь, подчиняясь римскому праву, не признавала Божьего суда в качестве альтернативы обычному. Однако, когда крещение приняли германские племена, выяснилось, что такой суд согласуется с их законами. Признавая участие Бога во всех делах, не связанных с отправлением правосудия, церковь не нашла аргументов против его участия и в судебном разбирательстве. В результате со времен Карла Великого, первого императора Священной Римской империи, Божий суд становится узаконенной юридической процедурой. Церковные круги стимулировали ее распространение, несмотря на многочисленные критические голоса. Были введены новые, религиозные формы судебных испытаний, в том числе крестное и святым причастием. Божий суд стал общепризнанным христианским институтом.

Критические голоса

Уже в IX веке критики Божьего суда указывали на его сомнительные результаты. К концу XII века отношение к нему разделило западных теологов на две партии. В 1215 году Латеранский Собор при Папе Иннокентии III принял компромиссное решение: священникам возбранялось активно участвовать в подобных процессах, но уже в 1234 году Папа Григорий IX запретил Божий суд во всем католическом мире.

Несмотря на это, светское правосудие продолжало им пользоваться. Так, испытания раскаленным железом и кипятком применялись для вынесения приговора вплоть до нового времени, в частности в эпоху охоты на ведьм в XVI и XVII веках.

Божья справедливость

Согласно христианской традиции, Божий суд основан на двух простых идеях: Всемогущий Господь проявляет себя во всех земных делах и явлениях и не допускает торжества зла. Хотя применявшиеся в то время испытания и кажутся нам бесчеловечными, это вовсе не означает, что подсудимый был заранее обречен. Он признавался невиновным, если результат не противоречил законам природы, то есть Бога.

Даже на первый взгляд циничная логика испытания водой (невинный должен пойти ко дну) исходила из положения, считавшегося в ту эпоху бесспорным. Для верующего человека вода символизирует крещение, то есть единение с Богом. Поскольку этого достоин только тот, кто чист душой, вода должна его принять, хотя при этом он может и захлебнуться. И напротив, Бог, несомненно, отвергнет злодея, то есть он окажется непотопляемым.

Хотя средневековый Божий суд и основывался на языческих предрассудках, он всегда неукоснительно следовал христианской обрядности. Например, если в ходе процесса назначалось бичевание, испытуемый перед ним постился. Орудия пытки, применявшиеся во время суда, обычно освящались в церкви. Наконец, ее служители молились о том, чтобы Бог не ошибся.

До следующего воскресенья =)




Предыдущие истории можно посмотреть по ссылке


  
  



историянаукаправоpskmamasettahistoryсудобразование
69
1.680 GOLOS
0
В избранное
Варвара
Куратор Академии Голоса | Рыжеволосая краса, длинная коса
69
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые