Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
6 лет назад

Жертвоприношения между игрой и убийством

Жертвоприношение — это подношение благовоний, пищи, растений, животных или людей божественным сущностям. Жертвой можно умиротворить божество или выразить признательность за благорасположение: например, после хорошего урожая «вернуть» его часть богу земли. Для жертвоприношения требуются специальные предметы типа ножа и чаши, которые изготавливаются исключительно для этой цели. Так называемая «чаша орла» служила ацтекам сосудом для сердца человека, принесенного в жертву.

Жертвенным ритуалом, широко распространенным в доколумбовой Америке, была игра в мяч. Для нее готовились специальные площадки, на которых собирались команды. Одна такая площадка находится в Чичен-Ице, политическом и культовом центре майя на полуострове Юкатан. Хотя правила древней игры точно не известны, вероятно, игроки стремились забросить каучуковый мяч в каменное кольцо, висящее на стене. Миф повествует о споре между богами неба и подземного мира за первенство, решенном с помощью игры в мяч. Боги неба победили, и силы мрака утратили свое могущество. У майя игра в мяч заканчивалась обезглавливанием проигравших. Отделенные головы мумифицировались и сохранялись в качестве трофеев, а пролитая кровь считалась залогом плодородия.

Как жертва связана с игрой?

Эти понятия кажутся полной противоположностью. По современным представлениям, если на поле есть пострадавшие, судья останавливает игру. Но у индейцев доколумбовой Америки все было не так.

Живость исследовательского ума вкупе с желанием понять феномен жертвоприношения породили различные теории происхождения жертвенных ритуалов. По одной из версий, у игры и священного действия много общего. Как захватывающая игра дает освобождение от повседневности, так и жертвоприношение «вырывает» из обычной жизни. Для него предопределено время и место, жертва подносится с сакральной серьезностью. Повторяемость мифического действа является важным аспектом многих ритуалов. Некоторые обряды жертвоприношения могут рассматриваться как попытка сохранения миропорядка, описанного в мифе. В этом случае пренебрежение ритуалом, как считалось, могло привести к гибели Вселенной. Вероятно, по этой причине люди могли добровольно пойти на заклание. Но если вспомнить, что зачастую в жертву приносили рабов или военнопленных, то о добровольности едва ли идет речь. Например, инки практиковали человеческие жертвоприношения исключительно в случае болезни или смерти царя. Жертвами становились и дети, и взрослые покоренных племен. С учетом этого представляется убедительной другая теория, подчеркивающая общественную компоненту жертвоприношений. Согласно ей, смысл жертвоприношения заключается в том, чтобы направить агрессию общества на «козла отпущения» и уничтожить его «воплощение». С агрессией, несомненно, связан и следующий миф. Бог войны и бог солнца Уицилопочтли («колибри юга»), национальный бог ацтеков, покровитель Теночтитлана (ацтекского города на месте нынешнего Мехико), еще во чреве матери почувствовал исходящую от своей сестры Койольшауки, богини Луны и Млечного Пути, и других братьев угрозу. Поэтому, вырвавшись из утробы, он умертвил 400 братьев, а Койолшауки отрубил голову и забросил ее на небо. Считается, что в мифе о смерти Койолшауки отражено представление о солнце, олицетворяемом Уицилопочтли, которое разгоняет ночную тьму.

0
95.997 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые