Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
memento-mori
7 лет назад

Сравнение запорожского казачества с духовно-рыцарским орденом


Идея идентифицировать запорожское казачество как православный духовно-рыцарский возникла еще в 19 веке. Ее основоположником принято считать А. Скальковского. Затем этой идеи поддерживался и Д. Эварницкий. В советской историографии сложилось мнение о надуманной набожности казаков. Так В. Голобуцкий пишет «Украинские дворянские и буржуазные историки А. Скальковский, Д. Эварницкий и др. стремились представить запорожцев в виде рыцарей православия на востоке Европы. Они утверждали, что запорожцам были свойственны религиозный фанатизм, уважение к церкви и ее служителям. Д. Эварницкий, например, пишет: «запорожские казаки всегда отличались глубокою религиозностью и, набожностью». Эти утверждения ничего общего не имеют с действительностью». Однако в современной украинской историографии идея казачества как рыцарского ордена очень популярна. Особы выделяются авторы Р.В. Багдасаров и В. Акунов которые не только рассматривают Запорожскую Сечь как духовно-рыцарский орден, но и предпринимают попытки исследовать культурные и нравственные аспекты проблемы .

Рассмотрим более подробно насколько аргументированно это мнение.

Авторы придерживающиеся мнения о сходстве казачества с духовно-рыцарским орденом утверждают о большой набожности казаков. Так например, Д. Эварницкий пишет «Также, живя под верховенством польскаго правительства и пользуясь разными благами Речи-Посполитой, запорожцы всею своею казацкою душою ненавидили ляхов за то, что они были католиками, гонителями православной веры и распространителями уній; слово «католик» даже сделалось бранным словом на языке казаков. Под влиянием истинно религиозного чувства, многие из запорожских казаков, чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сичи, уходили в дремучие леса, береговыя пещеры, речныя плавни и там, живя между небом и землей, «спасались о Христе»» и т.п. Кондрико, Багдасаров и Акунов пишут про сходство церемоний: «женщине не позволялось находиться в Сечи, перемена имени, церемония вступления атамана в должность, безбрачие и т.п.».

Однако с данными доказательствами невозможно согласиться. Еще В. Голобуцкий опровергал многие из них. Разберем подробнее причины по которым казачество невозможно считать аналогом духовно-рыцарского ордена.

  1. Казачество не являлось таким защитником православия и христианства каким его пытаются представить. Запорожцы совершали походы на противника в не зависимости от их вероисповедания. Казаки воевали и с поляками-католиками и с турками-мусульманами и с россиянами-православными. Более того именно казаки гетмана П. Сагайдачного внесли от себя немалую долю смуты в тяжелое смутное время в России, и отличались жестокостью. И это не смотря на то, что гетман П. Сагайдачный известен как покровитель православных церквей и церковных школ.

  2. В отличие от духовно-рыцарских орденов казаки могли заключать союз (в том числе военный) с мусульманами против христиан. Причем совместно с татарами они воевали как против поляков-католиков так и против одинакового по вере Московского государства (например битва под Конотопом 1659г.).

  3. В отличие от духовно-рыцарских орденов безбрачие для казаков было не обязательным. Очень часто оно было следствием крайней бедности. К этому следует добавить также полную опасности жизнь на Запорожье, в непосредственном соседстве с татарами и турками.

  4. Запорожские казаки, в отличие от рыцарей духовно-рыцарских орденов, не имели никакого церковного сана и следовательно не имели духовных полномочий. Единственным исключением является право гетмана менять священников в церкви в сечи . Однако к 17 веку таким правом обладали многие светские лица, и никакой схожести с полномочиями Магистра духовно-рыцарского ордена нет.

  5. Вступить в духовно-рыцарский орден было намного сложнее, чем в казацкий кош. Вступление в ряды казаков было доступно всем, вне зависимости от происхождения, единственным условием была православная вера. Но даже это требование было скорее символичным.

  6. Несмотря на то, что многие современные исследователи (такие как Р.В. Багдасаров и В. Акунов) пытаются идеализировать обычаи и морали казаков, утверждая об их воздержании от алкоголя и т.п. первоисточники говорят совсем про другое. Вот что нам сообщает Боплан: «Они ложатся на улице и спят, пока не проснутся, разве что их жены или дети сжалятся над ними и, положив на носилки, отнесут

домой. Но те, кто слишком переполнили свои желудки, остаются тут же во дворе замка, пока вдоволь не проспятся. Омерзительно видеть этих несчастных пьяниц, не съевших за целый день ни куска хлеба, валяющимися в своей грязи [нечистотах], как свиньи. Я видел одного такого отвратительного, которого [словно] мертвого везли на тележке, а было тогда не более двух часов пополудни. Такие вот странные обычаи, доводящие, к сожалению, людей до гибели; настолько же груба и их пословица, которая у них постоянно на языке: «Лучше ниче-го не пить, кроме воды, если от этого не пьянеешь». Опьянение приводит к такой потере разума, что от них остается лишь подобие человека» [боплан, c. 289], праздничные и выходные дни эти люди проводят в кабаках за выпивкой [боплан, c. 273]. Боплан оставил о казаках сведения, которые многие исследователи не озвучивают и не включают в свои труды: «это люди вероломные и коварные, предатели, которым можно доверять, лишь хорошо подумав». Таким образом, можно понять, что никаких источников про нравственную жизнь нет, тем более, если сравнивать с духовно-рыцарским орденом.

  1. Казачество жило по устоявшимся обычаям поведения, которые оставались в устной форме, что невозможно сравнять с уставами духовно-рыцарских орденов.

Некоторая схожесть между запорожским казачеством и духовно-рыцарскими орденами имеется, однако она слишком несущественна и обычно имеет разные причины. Так, например и члены ордена и казаки при вступлении получали новое имя. Однако если в случае с рыцарями это связано с духовно-церковными причинами, то казаки делали с целью скрыть свое прошлое.

Современники тоже не отмечали набожности казаков. Окольский, близко знавший казаков, писал: «Одно только у них было всегда неосновательно и небезопасно, а именно то, что они не допускают к войску своих священников и потому недостаточно думают о боге, но... доверяют только своей силе»

Таким образом, можно сделать вывод, что запорожское казачество, несмотря на кажущееся сходство с духовно-рыцарским орденом, никак не может являться его православным аналогом. Все попытки провести идентичность между запорожским казачеством и духовно-рыцарским орденом всего лишь являются попытками романтизировать запорожское казачество.

9
0.116 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые