Из истории русской митрополии XIV века. Митрополит Петр первый митрополит Московский ?! (Часть II)
Продолжая наш рассказ о митрополите Петре Московском, (Предыдущая часть https://golos.io/ru--istoriya/@mikkitezz/iz-istorii-russkoi-mitropolii-xiv-veka-mitropolit-petr-pervyi-mitropolit-moskovskii )
подходим к самому важному и неясному моменту в его биографии, факту перенесения митрополичьей резиденции в Москву.
После победы в 1317 году Юрия Даниловича Московского в борьбе за великокняжеский престол и смерти в Орде его главного соперника, ситуация в Северо-Восточной Руси должна была на время стабилизироваться, но этого не произошло. Виновником дестабилизации ситуации оказался опять Юрий Данилович. Привычная историческая традиция начинать возвышение Москвы с Ивана Калиты, что не совсем правильно, возвышение началось именно с Юрия, его старшего брата. Но фигура Юрия Даниловича Московского настолько непривлекательна, а его поступки настолько выходили за рамки героического облика объединителя русских земель и были даже по меркам современников аморальны. (Напомним их: женитьба ради получения ярлыка, клевета, убийство своего соперника, привод татар на русские земли.) Что всё это заставляло московских летописцев скрыть и замолчать фигуру Юрия Даниловича, начать возвышение Москвы с более приличной фигуры его младшего брата Ивана Калиты, а от него провести цепочку к его славному деду Александру Невскому.
Еще одним "проступком" Юрия Даниловича стали финансовые махинация с данью от русских земель. Обладая ярлыком на Великое княжение Владимирское, и получив дань с Тверского княжества, он не повез её в Орду. Он отвез дань в Новгород и отдал новгородским купцам-посредникам в оборот, желая получить значительные проценты. Когда в 1322 году его махинации стали известны в Орде, разгневанный хан Узбек лишил Юрия великого княжения и снова передал ярлык Дмитрию Михайловичу Тверскому (сыну убитого князя Михаила Ярославича). Юрий бежал в Новгород, решив отсидеться на севере и дождаться прощения со стороны хана.
Ситуация в Северо-Восточной Руси на несколько лет успокоилась. Тверь снова стала самым важным политическим центром, в Москве правил Иван Данилович Калита и боялся выступать против Твери. Митрополит Петр сохранял нейтралитет и продолжал оставаться во Владимире.
В 1325-1327 году произошла череда важнейших событйе в истории Северо-Восточной Руси, приведшие к полному изменению политической ситуации. Юрий Данилович, почувствовав, что прошло несколько лет, и ханский гнев прошел, едет в Золотую Орду, просить о помиловании и возвращении великого княжения. В столице Орды он встречается в канун годовщины убийства им Михаила Ярославовича, его сына и тот 21 ноября 1325 года убивает Юрия Даниловича. После убийства виновника в смерти отца, Дмитрий передает себя в руки ханского суда. Хан Узбек симпатизирует честному и открытому поступку князя, и вынесение приговора затягивается. Ярлык на Великое княжение получает Александр Михайлович Тверской (младший брат Дмитрия).
Убийство Юрия Даниловича в Орде
Около года ждал Дмитрий Михайлович своей участи и всё таки хан не смог простить ему такого своеволия и отдал приказ казнить князя. В народной и летописной памяти казнённого стали называть Дмитрий Грозные Очи, в честь его решимости открытой храбрости и честности.
Ситуация опять вернулась к 10 летней давности Александр Михайлович Тверской был великим князем, а Иван Данилович (Калита) Московский стремился вернуть себе ярлык старшего брата.
И вот в 1325-1326 годах накануне смерти митрополит Петр и совершает ряд поступков, которые закрепились в отечественной науке, как перенос митрополичьей кафедры в Москву и поддержка политики московского князя.
В 1325 году митрополит Петр приезжает и остается на продолжительное время в Москве. 4 августа 1326 года Иван Калита по желанию митрополита закладывает храм Успения Богородицы в Московском Кремле. Митрополит Петр на протяжении всего 1326 года болеет и умирает 21 декабря. Его хоронят в Успенском храме в Москве, а не во Владимире, ссылаясь на его предсмертное желание. Были ли эти поступки желаниями самого митрополита или были продиктованы искусной политикой Ивана Калиты, мы так и не узнаем.
Вот эта череда событий и стала основанием устоявшейся точки зрения, что митрополит Петр перенес резиденцию в Москву и стал первым митрополитом Московским. Эта т позиция закрепилась и в житийной литературе (Житиях митрополитов Петра и Киприана). На основании нескольких фактов и ранних житий митрополитов, церковные летописцы и государственные идеологи более позднего периода (XV-XVI веков) смогли создать красивую версию о единении интересов митрополита Петра и московского князя в объединении русских земель, естественно объясняя это промыслом божьим.
Государственная идеология XV-XVI веков формировала концепцию нового Российского государства, являющегося прямым наследником Киевской Руси, и поэтому нуждалась в идеи законного и божественно одобряемого переноса церковной столицы из Киева, через Владимир в Москву. Именно в это время возникла знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», которая попытается объяснить законность претензий Российского государства на статус православной христианской империи. И поэтому плавный переход церковной столицы из Константинополя в Киев, а оттуда в Москву виделся обязательным условием развития русской государственности и её явной богоизбранности.
Митрополит Петр стал первым московским митрополитом, первым московским святым. Уже с 1339 года его начинают почитать как святого. Иконы им написанные, являются чудотворными.
Петровская икона Божьей Матери. Написанная Петром еще до того, как он стал митрополитом.
Именно Петр Московский становится покровителем княжеского рода московских рюриковичей, у его могилы происходит крестоцелование и скрепление важных государственных договоров и документов.
Постепенно распространялся культ Петра Московского и факт, что он перенес митрополичью резиденцию не у кого не вызывает сомнения. Он стал первым из митрополитов создателей российской государственности. И только в XIX-XX веках, когда возникла критическая историческая наука, стали обсуждать факт переноса митрополитом Петром резиденции в Москву. Но дореволюционная историческая наука, а потом и советская ( за исключением 20-начала 30-х годов), стояли на строгих государственных позициях и видели в победе Москвы историческую закономерность и прогрессивное явление. Церковь помогла это сделать, а значит этот перенос был благом и естественно отвечал интересам развития русского государства.
Современный вариант иконы Петра Московского
Вот мы и по сей день читаем, во всех школьных и вузовских учебниках: Митрополит Петр перенес резиденцию в Москву, что стало одним из важнейших факторов возвышения Москвы и объединению вокруг неё русских земель. (Просто, закономерно и по сути скорее верно, а факты всегда подчиняются общей государственной идеологии).
Литература:
Макарий (Булгаков), митр. История русской Церкви. М., 1995
Голубинский Е.Е. История русской церкви. Том 2. М., 1900
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Том 1. М., 1995