Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mikkitezz
7 лет назад

Из истории Русской православной церкви. Митрополит Кирилл III

  В этом очерке хочу немного отойти от темы Литвы и написать о теме не менее интересной и много раз затронутой в моих предыдущих постах - истории Русской православной церкви (РПЦ) в период монголо-татарского ига.  

 Я уже не раз затрагивал церковную политику Литовских государей и поэтому необходимо более подробно остановится на судьбе церкви и её роли в развитии русских земель.  

 Русская православная церковь была создана в конце Х-начале XI веков, не буду сейчас останавливаться на всех интересных теориях крещения Руси, это отдельный дискуссионный вопрос в исторической науке. Очень быстро РПЦ стала крупнейшим социальным и политическим институтом в Киевской Руси. Крупная земельная собственность, независимое положение от князя, контроль над областью семейного права и центральное место в распространении книжной культуры – все это обеспечивало церкви особый статус. Митрополиты Киевские и всея Руси назначались Константинопольскими патриархами, конечно с учетом мнения Киевского князя, но смещены быть светской властью не могли. Многие из них были греками и болгарами по происхождению, что давало им некую независимость от местных светских властей.    Распространение христианства среди славянского и угро-финского народа проходило постепенно и неравномерно, одним из главных способов его распространения была монастырская колонизация. Городская жизнь в Киевской Руси была тесно связана с каменным культовым зодчеством и распространением грамотности.  

 В  XII –начале XIII веков в период феодальной раздробленности влияние РПЦ только росло. Строгая объемлющая все русские земли иерархия РПЦ была одной из тех частей, которая объединяла русские княжества. Митрополит и епископы часто выступали примиряющей силой в многочисленных конфликтах и войнах среди русских князей. В 1204 году в результате четвертого крестового похода рыцарями был захвачен Константинополь, патриаршая кафедра была перенесена в Никею, и власть греческого иерарха стала  менее значительной для РПЦ.  

Митрополиты Матфей (1201-1220) и Кирилл II (1224-1233) будучи греками, стараются оградить РПЦ от вмешательства в её дела русских князей, проводят соборы духовенства, увеличивают количество епископских кафедр и особо следят за искоренением языческих обычаев. Новый митрополит грек Иосиф (1236-1240-е годы) то ли погиб во время нашествия монголов то ли удалился обратно в Византию. Несколько лет кафедра митрополитов русских была пуста, причиной чего было разорение Руси монголами и вакантность места самого патриарха в Никеи. 

  Татаро-монгольское нашествие коренным образом изменило положение не только русских земель, но и РПЦ. 

  • Необходимо было восстановить русские города и храмы. 
  • Церковь и все миряне оказались под властью иноземцев, которые исповедовали совсем другую религию, что ставило вопрос о  правовом статусе РПЦ в землях нового монгольского государства.
  •  Ослабление русских земель способствовало усилению давления католической церкви, которая в лице Польского и Венгерского государств, а особенно рыцарских Орденов стремилась склонить западнорусские земли к подчинению Папе. 
  • Монголо-татарское нашествие усилило и центробежные тенденции в самой РПЦ, особый статус имел Новгородский архиепископ, стали возникать противоречия между южнорусскими и северо-восточными князьями, которые в своей борьбе использовали авторитет и влияние местных епископов и стремились замещать церковные должности своими людьми. 
  •   Наконец слабость Константинопольского патриархата, стремление его с помощью РПЦ решить свои внешнеполитические цели в отношениях с католическим миром и Золотой Ордой, делали позицию митрополита не всегда ясной и противоречивой.      

 Со всеми этими проблемами пришлось справляться митрополиту Кириллу III (1242-1280). Происхождение Кирилла точно не известно. Поддержка, которую ему первоначально оказал Даниил Галицкий, привела некоторых историков к мысли, что он был русским и занимал сан архимандрита  западнорусского монастыря. После разорения Киева митрополичья кафедра пустовала, и в 1241 году собор епископов избирает Кирилла митрополитом. В Никеи с 1240 года пустовала патриаршая кафедра и утвержден Кирилл там был лишь в  результате поездки в Константинополь в 1245-1246 годах.  

  Митрополит Кирилл был сторонником признания власти монголов и налаживания нормальных отношений с ними. 

Современная картина Даниил Романович  и Александр Невский 

В 1250-1260-е годы мы видим политику двух ярких русских политических лидеров Даниила Романовича Галицкого и Александра Ярославовича Невского.  Первый из них ориентировался на союз с западными соседями и видел в католицизме возможного христианского союзника против инородцев монголов. Александр невский после столкновения с рыцарями был резко негативно настроен к западному христианству и стремился сохранить православную веру, даже путем подчинения Золотой Орде.  

   В 1246-1247 годах Даниил Романович ведёт активные переговоры с посланниками папы и это вызывает неудовольствие у митрополита Кирилла. Интересно, что параллельно с переговорами Даниила, сам Александр Невский и его брат Андрей в 1247-1249 годы наоборот едут в столицу монголов Каракорум и получают ярлык на великое княжение во Владимире и Киеве. 

   Такая разноплановая политика заставляла Кирилла III лавировать между двумя центрами силы. Киев после нашествия монголов так и не смог оправиться и превратился в небольшой городок, не удобный для расположения митрополичей резиденции. Кирилл III не долго останавливается в Киеве  и все время проводит в разъездах по своим землям. В 1251 году он направляется  во Владимир где способствует важного династического брака Андрей Ярославович (брат Александра Невского) женится на дочери Даниила Галицкого. Этот брак был попыткой примирить двух самых могущественных князей русских земель. 

  В 1251 году происходит встреча и начало тесной дружбы между Александром Невским и Кирилом III. В Троицкой летописи говорится, что молитвы митрополита помогли Александру выздороветь от тяжелой болезни. 

 Великие князья Святослав Всеволодович и Андрей Ярославич. Рис. В. П. Верещагина 

1252 год стал тяжелым испытанием для Руси, временем противостояния Андрея Ярославовичей и монголов. Андрей Ярославович и его младший брат Ярослав Ярославович, опираясь на поддержку Даниила Галицкого и западных союзников - выступили против монголов. Сам Александр Невский их не поддержал и уехал к сыну Батыя хану Сартаку в Орду.

 «Неврюева рать» огромное монгольское войско разгромило объединённые  русские силы под Переяславль-Залесским. Андрей и Ярослав Ярославовичи бежали заграницу, русские земли были разорены, а Александр Невский стал великим князем Владимирским и Киевским.

 Икона Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского 

  Как мы уже описывали в очерке по истории Литвы в это время в 1253 годы  Даниил Галицкий и Миндовг принимают королевские короны от папы Римского, опасность унии нависает над Южной и Западной Русью.  https://golos.io/ru--istoriya/@mikkitezz/iz-istorii-nashikh-sosedei-mezhdu-molotom-i-nakovalnei-litva-2

 Кирилл II полностью поддерживает политику Александра Невского, вместе с ним он пребывает в Северо-Восточной Руси, в основном уделяя вниманию устройству церковной жизни и поддерживая политику великого князя на примирение с монголами.    

  В 1261 году митрополит Кирилл III сделает очень важный и интересный шаг, скорее всего с подачи Александра Невского. Он открывает Сарайскую епархию в столице Золотой Орды городе Сарай-Бату. Сарайские епископы становятся важным связующим звеном в отношениях Золотой Орды и русских князей и самой РПЦ, а иногда и Константинопольского патриархата. Например сарайский епископ Феогност был послом в Константинополе 1276-1280 годах по делам РПЦ и хана Золотой Орды Менгу-Тимура. Открытием Сарайской епархии Кирилл III заложил основы нормализации церковной жизни в русских княжествах.   

  Именно благодаря этой дальновидной политике митрополита Кирилла Русская православная церковь смогла добиться неприкосновенности своих земель и отсутствия налогов со священнослужителей. В знаменитой грамоте хана Менгу-Тимура от 1267 года сказано: "Чингис-хан и последующие ханы, наша старшие братья, говоря: "Священники в монахи, каких бы то ни было налогов не видя, Пусть богу за нас молятся, благопожелания нам возносят!" — выдавали им ярлыки» И ныне мы» прежним ярлыкам согласно, сказав им; "Каких бы то ни было налогов не видя, богу за нас молитесь, благопожелания нам возносите!" — этому митрополиту ярлык дали.»     

 Монеты хана Менгу-Тимура

  Видно по тексту ярлыка, что такие грамоты существовали и раннее, скорее еще с хана Бату и Берке.   

  В 1263 году умирает на обратном пути из Золотой Орды Александр Невский, отпивает его и произносит знаменитые слова над его гробом митрополит Кирилл: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».  

  После смерти Александра Невского Кирилл III надолго уезжает обратно на юг, видно не найдя взаимопонимания с наследниками князя. Он долго живет в Киеве и много путешествует по обширной митрополии, все больше он видит разрушение христианской традиции, неустроенность церкви по всем направлениям жизни приходов.      

 В 1274 году происходит важнейшее событие в истории Русской православной церкви после монголо-татарского нашествия Собор епископов во Владимире (есть мнение, что он прошел в Киеве в 1273).   На этом соборе принимаются важнейшие решения по богослужению, принимается Кормчая книга (сборник церковного права) и постановления об усилении дисциплины среди духовенства. (Более подробно расскажу о решениях в следующем очерке). Проведя такое значимое для церкви мероприятие,  Кирилл III положил начало возрождению христианских традиций в РПЦ и ужесточения дисциплины внутри клира.   

  В 1280 Кирилл III отдает последнее указание восстановить убранство Успенского собора во Владимире. По свидетельству летописей 7 декабря находясь при дворе Дмитрия Александровича (сына Александра Невского) митрополит заболел и 7 декабря скончался. Тело его было отвезено в Киев и там захоронено.

    Подводя итог нашему повествованию о трудных временах РПЦ, важно отметить ряд заслуг в многолетнем управлении  церковью митрополита Кирилла III (1242-1280):

  • Сохранен большой авторитет церкви и союз с действующей княжеской властью. Особенное внимание было уделено  Северо-Восточной Руси.
  • Был закреплен особый правовой статус РПЦ со стороны Золотой Орды. 
  • Не допустили союза с католической церковью и распространения униатских тенденций. 
  • Положено начало возрождению христианской жизни в русских землях и приняты важные решения на Соборе 1274 года.  

   Литература: 

Зимин А.А. Краткое и Пространное собрания ханских ярлыков, выданных русским митрополитам/ /Археографический ежегодник за1961. М.,1962.С.28-40 

Голубинский Е.Е.  История русской церкви. Т.2.  М., 1900 

Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. Том 1. М., 1995. 

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1268  

Кому интересно обсудить тему, или указать на неточности и дискуссионные моменты. Пишите!

0
0.367 GOLOS
На Golos с November 2016
Комментарии (25)
Сортировать по:
Сначала старые