Сексуальная социалистическая революция. «Долой стыд». Часть II.
Сейчас модно считать, что моральное разложение пришло с Запада, после их «сексуальной революции», создания культуры массового потребления, пропагандой гомосексуализма и так далее. А наша страна оплот консерватизма и мы стараемся защитить старые патриархальные ценности, как сейчас модно их называть «традиционные». И опять забываем факты упрямые факты истории. А именно тот факт, что СССР внес огромный вклад в развитие всех «чуждых западных идей» в первой половине ХХ века. Именно советское государство первое в Европе провело необычайный исторический эксперимент замены старого мировоззрения и построения нового социалистического строя на совершенно новых принципах нравственности и морали.
Разрушение старой картины мира и раскрепощение творческих сил «нового естественного человека», было главной целью советской власти в первые годы после революции. Поэтому важнейшей задачей социалистической революции в СССР, считалась ликвидация норм буржуазной морали. Многие большевистские лидеры считали, что необходимо полностью раскрепостить «нового человека», убрать из его сознания ложные чувства вины и стыда навязанные неправильным буржуазным религиозным воспитанием.
Практическое воплощение раскрепощения полов реализовалось в движении «Долой стыд». Ячейки этого общества создавались во всех и крупных городах. Известны массовые акции, которые проводили участники этого движения в Москве, Петрограде, Казани.
Акции заключались в том, что его члены полностью раздетые, иногда с лентой «Долой стыд», через плечо проводили шествия по главным улицам города. Обычно участников было несколько сот человек, но иногда их численность достигала и несколько тысяч.
М.А. Булгаков 12 сентября 1924 года писал в своём дневнике: «Новость. На днях в Москве появились совершенно голые люди. Мужчины и женщины. С повязками через плечо «Долой стыд!». Влезали в трамвай».
В одной из зарисовок в начале 1920-х немецкий журналист, гостивший в Москве, так описал демонстрацию:
«Бесстыжие» промаршировали, остановились на площади, и один из самых горластых из них обратился с горячей речью к толпе. Стыд, заявил он, есть самый худший бич, доставшийся от царской эпохи. Посмотрите на нас, призывал он, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков»
Среди руководства партией были разные подходы к столь радикальному выражению отказа от буржуазной морали.
Один из лидеров большевиков, член ЦК РКП(б) и секретарь Коминтерна Карл Радек, приветствовал движение и участвовал в его массовых шествиях.
Другую более сдержанную позицию высказывал народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко в газете «Известия» мягко увещевал членов общества, приводя следующие аргументы:
«Неподходящий климат, слишком низкая температура, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд».
Но главный вопрос, а как же народ реагировал на такой слом моральных норм?
Реакция большинства была однозначно - возмущение и негодование. Конечно массовые, практически официальные мероприятия в крупных городах проводились без насильственных эксцессов, но большинство горожан относились к этому явно негативно.
Вспоминая о реакции прохожих на подобные марши в Москве, художник Наталья Северцова-Габричевская писала:
«Кто-то хохотал до слёз, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?». Мальчишки в полном восторге бежали за демонстрантами следом».
Если же акции проводились без должного сопровождения, они могли закончиться и не так положительно для их организаторов. Вот как о начале общества «Долой стыд», вспоминал имажинист Матвей Ройзман:
«Днем из одного подъезда на Петровке вышел в костюме Адама футурист жизни, первый русский йог Владимир Гольцшмидт, а вместе с ним две девушки в костюмах Евы. Девушки понесли, держа за древки, над головой шагающего футуриста жизни белое полотенце, на котором крупными черными буквами было намалевано: «Долой стыд» ...
Разумеется, толпа окружила голых проповедников и с каждой минутой росла. Вдруг, откуда не возьмись, бойкая старушка закричала: «Ах вы, бесстыжие глаза!» и стала довольно усердно обрабатывать одну из обнаженных девиц зонтиком. ... Толпа стала угрожающе надвигаться на Гольцшмидта и его спутниц. В это время подоспели милиционеры и доставили всех троих в 50 отделение милиции».
Владимир Гольцшмидт в образе аборигена. Начало 1920-х
Деятельности общества «Долой стыд» с его развенчанием буржуазной формы стыда, и становлению естественного человека было очень созвучно европейскому движению «натуризма», но конечно во многом превосходило его по своему масштабу и вседозволенности.
После второй мировой войны, это движение привело к развитию «нудизма»(хотя термин «натуризм» имеет более широкое значение, чем просто нахождение обнаженным) в Европе и США.
Продолжение следует!