Уроки развития феодальной Европы

Завоевание варварами западной части Римской империи ознаменовало собой конец рабовладельческого общественного строя и начало феодального, постепенно завоевавшего господствующее положение также и в других государствах Европы. Период с VI по VIII век часто называют "темными веками", намекая на то, что прогресс развития цивилизации если не остановился, то, по крайней мере, резко затормозился.

Понятно, что причины регресса развития средневековой цивилизации следует искать  в двух разных  сферах жизни — личной и общественной.

Круг личной жизни  суживался до удовлетворения физиологических потребностей в  воде, пище и жилье, что вполне достаточно для развития человека, занимающегося сельским хозяйством. В те далекие времена процветала аграрная цивилизация в связи с полным упадком городов и, как следствие, сохранение привычного способа устройства быта среди варваров, завоевавших и разрушивших Рим. Даже короли подолгу жили в сельских поместьях, последовательно навещая то одного, то другого вельможу. Патриархальная среда обитания, отсутствие торговли, крепостное право, разорительные оброки привели к крайнему индивидуализму и почти полному прекращению коммуникаций между людьми. Былую римскую роскошь заменила бедность, а науку, культуру, искусство и иные прелести городской жизни — церковь, полностью подчинив волю человека воле могущественного создателя всего сущего. Не только физическое, но и духовное порабощение полностью парализовало мысль о свободе, равенстве, справедливости, чести и достоинстве. Действительно настало время полного затмение разума народов Европы.

Русская деревня (Северная деревня) — Василий Дмитриевич Поленов (1889, холст, масло 89 х 142 см.

В общественной жизни все подчинено иерархии сословий — вельможам, духовенству, крепостным, все  по старым добрым библейским традициям эпохи. Во всем чувствуется упадок — градостроительстве, научных знаниях, образовании, ремесле. Практически общественная жизнь замерла почти на 400 лет. Кажется, что это было давно, однако нас отделяет от той эпохи немного больше тысячи лет.

О какой общественной жизни может идти речь, когда в VI-VII веках деревня состояла из двух дворов, а в VIII-IX веках — из десяти или несколько больше.

Что же позволило преодолеть убожество жизни раннего периода средневековья? На этот вопрос можно ответить — купечество, которое связало узкий мир и кругозор обывателей с большим миром, организовав морскую и речную торговлю с множеством стран южной и северной Европы и расширив знания географии и знаний об окружающем мире. Торговля дала толчок развитию ремесла, финансовому и банковскому делу, росту городских поселений, особенно портовых. в которых велась оптовая торговля разными товарами с разных стран Европы. Потребителями товаров были знать, ремесленники, духовенство, зажиточные горожане. 

Битва Масленицы и Поста — картина Питера Брейгеля Старшего (1559, музей истории искусств Вены).  

Рост городов уже  в XII веке  резко поменял жизнь людей. Город становится центром, где крестьяне могли обменять свой товар на необходимые орудия труда, применение  которых повышало производительность труда, ремесленники начали организовывать производство товаров во все более крупных мануфактурах,  развивались технологии производства товаров, появился спрос на образование и открывались университеты, положено начало развитию наук и искусств. Жизнь забурлила и в результате не могли не проявиться противоречия между сословиями за справедливость на Земле, которая продолжается и в наши дни, однако это совсем другая история.

Итак, история средневековья учит, что однобокая ориентация человека исключительно на духовное начало (в буквальном смысле крайняя форма служения некоему мифическому существу) пагубно влияет на цивилизационный процесс и разрушает личность, парализует ее творческий потенциал. Этот вывод актуален для нашего времени, когда бывшие пропагандисты партийной коммунистической мудрости перекрасились в ярых поборников веры различных толков, чем сбивают с толку немало обывателей. Отвлечение народа от реальных процессов экономической жизни и насаждение антинаучных мифов, как реальности, наносит колоссальный вред обществу, превращая мыслящего творца, каким является человек, в раба не только божьего, но и раба других людей.

Следует чаще вспоминать уроки прошлого и не повторять ошибок.

историяэкономиканаукаобществосредневековье
390
999.777 GOLOS
0
В избранное
Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма. (с) Уинстон Черчилль
390
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые