Масленица (день четвертый). Медвежья
О современной Масленице у нас, мы поговорили. О Масленице-Карнавалах у других народов, тоже вкратце пробежались. И выяснили, что Масленица и Сырная седьмица разные праздники.
Сегодня идем дальше в глубь веков. Масленица как праздник возникла, скорее всего, в середине 16 века и на её появление повлияла реформа церкви проводимая в то время патриархом Никоном.
По популярной, на сегодняшний день, версии Масленица это бывшая Комоедица. Утверждение верное только отчасти, причем от маленькой части и не одной.
Ком живёт в Сибири –
Край «несуеты», -
В вечном изобилье,
Вечной мерзлоты.Сквозь леса Рифея
Кому прокричу: -
Приходи скорее –
Долг блином плачу!
Владимир Буров
КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания Медвежьего бога.
Это, наверное, наиболее точное описание праздника из встречающихся в интернете.
Обратим внимание на множественное число "Комоедицы". Этот праздник отмечали не только в конце зимы, но и в начале. Хотя со временем остался только весенний праздник. Это первое существенное отличие от Масленицы. Второе это наличие в обрядности медведя, который в Масленице участвует очень редко, а в Комоедице занимает основное место. Ведь праздник и назван в честь него. В честь Кома.
Ком — одно из названий медведя у славян. Есть популярная версия что современное название зверя, медведь, является иносказательным, а “настоящее” имя "Ком" нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай.
На самом деле это порядочная глупость с долей истины. Ком - обычное название медведя у славян, как и Медведь, Бер, Косолапый, Мишка, Мишутка, Топтыгин. А истина в том, что, действительно, настоящее имя того, в честь кого устраивали праздник нельзя было произносить. За упоминание "Волан-де-Морта" языческих богов, а конкретнее, упоминание Велеса, христианская церковь по голове не погладила бы. Как связаны медведь и Велес мы уже разбирались.
От названия медведя - "ком", произошли некоторые современные слова и выражения. Например названия медвежьей ягоды - команика, она же ежевика. Морошка по другому зовется команицей. А выражение "впасть в кому", "коматозное состояние" идентично медвежей спячке в берлоге. Кстати и слово "берлога" тоже от одного из имен медведя - "логово бера"
Праздник Комоедица, как и Масленица проходил в определенном порядке действ.
Так же как и на Масленцу сначала готовились к проведению праздника, строили снежные горки, крепости, делали чучело Морены.
В отличии от Масленицы ещё прослеживаются языческие имена и становиться ясно за что сжигали ни в чем невиновную и ни кому неизвестную Масленицу. Сжигание богини Мары (богиня Зимы и Смерти) символизировало окончание зимы и победу новой жизни над смертью, ведь вокруг уже начинала воскресать вся природа.
Проводились служения на Капищах в честь Ярилы-Солнца. Приносили общие требы. Проводили тризну во славу предков. Девы кликали, звали весну.
После чего шли игры: взятие снежной крепости, которую охраняли ряженые в масках слуг Нави, прислужников Морены-Мары, Пока крепость не падет - весне ходу не будет...
"Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой!"
После удачного штурма и захвата чучела Морены, её успешно сжигали на костре, подбрасывая в костер мусор, старые вещи и солому.
"Марена загорела, всему миру надоела!"
Вот теперь можно и Весну встречать, никакие злые силы, которые в множестве пытались помешать приходу весны, уже не помеха. Подпалив огненное колесо, символизировавшего Солнце, спускали его с горы.
"С горы катись, с весной воротись!"
Гуляния продолжались полным ходом. Народ, взяв в руки горящие головни, идет на "пробуди" - будить медведя, которого изображает, одетый в шкуры ряженый, спрятавшийся в берлогу-яму. Празднующие начинают водить вокруг медведя хоровод, громко крича и стараясь разбудить грозного зверя, кидая в него снежки. Но медведь спит до тех пор пока ему не спину не сядет одна из красавиц. И только тогда медведь просыпается и устраивает погоню за убежавшей от него девушкой, прихватившей с собой часть его шкуры. Поймав красавицу, помешавшую ему спать, медведь заключает ее в свои объятия медвежьей хваткой. На этом "пробуди" заканчиваются, а гуляния и игрища продолжаются плавно переходя в праздничный пир.
Как видно Комоедица достаточно сильно отличается от Масленницы, пришедшей к ней на смену.
Но если вдуматься, то основные элементы праздника перешли из одного в другой. Оба праздника - праздники встречи Весны и проводов Зимы. Народные гуляния, снежные забавы и игрища похожи. Сжигание Морены-Масленицы, хоть потеряло часть изначального смысла, осталось. А "пробудни" явно трансформировались в масленичные "заигрыши" и смотрины.
Вернемся к названию "Комоедица", от куда оно все-таки произошло? До происхождения слова "масленица" мы так и не добрались еще. Бытующее объяснение о связи блинов с маслом, меня лично не устраивают. Но пока про Комоедицу, про начало "комо-" уже упомянули, от слова "ком"-медведь. От сюда и пословица -
"Первый были комом"
и перефразировки -
"Если и седьмой блин комом... Фиг с ними, с блинами. Пеките комочки".
Но есть жизнеспособная версия звучащая чуть по другому - "Первый блин комАм", то-есть "Первый блин медведям"
Первый блин комам,
блин второй – знакомым,
третий блин – дальней родне,
а четвертый – мне
И действительно в обрядах часто встречается кормление медведя и даже гощение медведя (прием медведя в гости).
Видимо из-за этого есть версия, что "комоедица" означает "поедание комов", причем в разных смыслах. Первый, что комы поедают блины. Второй что есть особый вид "ритуальных" блинов с названием "ком", которым и потчивали медведей. И третий идет из обрядности независимого "Медвежьего праздника", где есть ритуал охоты на медведя, его ритуального убийства, поедания его и в последствии воскрешения бессмертной медвежьей души, то есть буквально "поедание медвежатины".
И так, Масленица - это не Комоедица. От Комоедицы в Масленице осталось не сильно много, а что осталось, потеряло смысл и претерпело большие метамарфозы, превратив по сути Масленицу из "языческого"-православного праздника в народный христианский.
На этом рассказ о самой ПротоМасленице-Комоедице остановимся, но так-как все три версии этимологии не отображают сути праздника и выглядят достаточно поверхностными, следующий рассказ как раз о этимологии "Комоедицы" (этимология Масленицы всё откладывается))) ).
Ну и упомянув самостоятельный "медвежий праздник" поспойлерю и скажу, одного единственного праздника из которого пошла Комоедица не существует.
И Комоедица, хоть и считается "языческим" праздником, имея "языческую" обрядность прославления древних богов, как ни странно, является следствием появления христианства на Руси.
Масленица (день первый). Исторический финал
Масленица (день второй). Антология
Масленица (день третий). Внеплановая
Все записи по исторической теме можно посмотреть в тегах #безальтернативнаяистория и #hbc
Предыдущие серии:
Тайна третьей столицы. Исчезнувшие городаВ постАсгардской истории я написал все, что думаю о Омске 18-го века и выразил большие... |
|
Многие летаНаверное все рано или поздно задумываются, над названием периода обращения... |
|
Русь ЛукоморскаяВ постАсгардской истории я написал все, что думаю о Омске 18-го века и выразил большие... |
До встречи, Евгений @nims55