Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nims55
6 лет назад

Масленица (день седьмой). Изначальная

Вот и подошли к разгадке языческого происхождения Масленицы. И тут история как с Дедом-Морозом))) Настала пора узнать, что в язычестве не было праздника который занимал место Масленицы.

Как так? Ведь я так долго подводил к исконным корням праздника... А вот так, корни есть, а праздника как такогового не было. Но об этом по порядку. Повторюсь Масленица пошла от Комоедицы, потеряв часть обрядов этого праздника и введя новые. Комоедица же появилась как симбиоз двух праздников, Малых Велесовых Святок (3-11 февраля) и Великодня (23 марта), нынешней Пасхи. И вот, Масленица, растеряв все, что было в Комоедице от Медвежьего праздника по сути превратилась в народную пародию и сильно искаженный аналог Пасхи. В итоге мы сейчас имеем две разных Пасхи.

2.jpg

Как же так могло произойти, что два праздника слились в один?

Все Православные (языческие) праздники справлялись по солнечному календарю, то есть имели точные даты празднования. В христианстве же праздники считаются по лунному календарю и рассчитываются от даты проведения Пасхи, которая в свою очередь расчитывается по Пасхалиям и зависит от фазы луны относительно весеннего равноденствия.

Щедрец у славян праздновали на канун 1 января, спустя сороковник (древнеславянский 40-дневный месяц) по окончании Малых Велесовых Святок, длившихся 9 дней (продолжительность древнеславянской недели 9 дней) справляли Велесов день (Медвежий праздник), а потом спустя еще сороковник отмечали Великодень, день весеннего равноденствия. И с приходом христианства Православный Великодень став Пасхой перестал праздноваться 23 марта, и дата переехала на один из дней в период с 22 марта(4апреля) по 25 апреля (8мая), по старому и новому стилю соответственно. Перед пасхой 40 дней поста, и по старой традиции люди в течении недели отмечали бывшие велесовы Святки, но так-как поклоняться языческим богам было уже не "кошерно", то в эти дни стали почитать медведя (один из обликов Велеса).

4.jpg

Но в этой путанице с датами не все так просто. Начало Великого Поста, и Медвежье Празднество соответственно, из-за плавающей даты Пасхи тоже стало смещаться и в разные годы даты будущей Масленицы то совпадали с датами бывших Велесовых Святок, то с датой бывшего Великодня.

В результате перед Великим постом стали отмечать Комоедицу - смесь из этих двух праздников, включившую в себя обрядности и ритуалы с обоих.

Если изначально Преобладали обряды с Велесовых Святок, то постепенно приоритет смещался в сторону Великодня.

Так что из себя представляли Малые Велесовы Святки?
Они длились, как уже сказал "неделю" с 3 по 11 февраля.
Каждый день имел свое название и свои обряды.
3 февраля праздновали Велеса Малого (Велес Сбруйник),
4 февраля — Велес Студёный,
5 февраля — Велес Корович,
6 февраля — Велес Телятник,
7 февраля — Велес Лукавый,
8 февраля — Велес Серповидец,
9 февраля — Велес Житный Дед,
10 февраля — Велес Зимобор
11 февраля - Велес Великий

С приходом христианства все эт дни сохранились но как всегда поменяли имена.
3 февраля — Симеон и Анна, "Семён с Анной сбрую починяют", "Власий коней седлает" — по поверьям, на Власия Домовой "заезжает" лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;
4 февраля — Никола Студёный, "На Студёного Николу снегу навалит гору", "Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат" — время "звериных свадеб";
5 февраля — Агафья Коровятница, "На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит" — в деревнях творили обереги на скот;
6 февраля — Вукол Телятник, "На Вукола телятся жуколы";
7 февраля — святой Лука, "Пришёл Лука — пеки пироги с луком" — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;
8 февраля — Захарий Серповидец, "На Захария Серповидца гляди серпы на лето", "Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы";
9 февраля — Никифоры-Панкраты, "Пришёл Панкрат — хлебом не богат", "На Панкрата Зима убегает тёмными ночами", "На Никифора лапти плетут";
10 февраля — Прохор, "На Прохора Зима заохала", "Пришли Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас"
11 февраля - день Святого Власия "Власьев день – Коровий праздник", "У Власия и борода в масле"

Упоминания "бороды в масле" идут от традиции в этот день приносить в качестве требы Велесу коровьего масла.

Из поздних поговорок видно, что именно просили у Велеса наши предки. Если на Большие Велесовы Святки Велес представал в образе Чародея-Чудотворца, то на эти праздники он представал в виде "скотьего бога". Еще раз уточню неверность трактовки "скотий бог" - как бог животноводства, Таковым были Волос и более поздний святой Власий. А Велес был по совместительству богом благосостояния. Поэтому и такой обширный набор благ в названиях Велеса на праздники. Академик Б.А. Рыбаков:

"Вплоть до средневековья слово «скот» означало не только домашних животных, но и имущество, деньги, богатство. Слово «скотолюбие» означало «корыстолюбие»; «скотник» — финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; «скотница» — казна".

Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли — играли,
А с поля шли — скакали

5.jpg5

Вся природа находится в ледяном сне. А одинокий Велес Коровин, наигрывая в волшебную дудочку, бродит в одиночестве по городам и селам, не давая грустить людям. Злится Марена-зима за это на Велеса и напускает на него и народ лютые морозы, а на скотину нагоняет «коровью смерть», но у нее ничего не получается, ведь сам Велес борется с Мореной-Зимой, чтобы полностью победить её к Великодню. Считается что Велес в эти дни "сшибает рог Зиме" и она идет на убыль, чтобы к весеннему равноденствию на Великодень отдать Яриле природу, уже полностью готовую к пробуждению и расцветанию.

Вокруг поселения устраивали ритуальное шествие, три раза обходя вокруг поселка, опахивая селение (капище) «межеводной» бороздой. Некий обережный круг от злых сил. Просматривается явная аналогия с Крестным ходом на христианскую Пасху.

9.jpg

После окончания шествия проводился обрядовый бой ряженых, олицетворяющий бой Морены и Велеса. И ряженый в турьи шкуры копьем сшибает "рог с Морены". Так-же проводятся "медвежьи" бои. В отличие от воинских поединков, проводимых на Перунов день, Велесова боротьба не изобилует множеством приёмов, являсь добродушным любованием той силой, которая дается человеку самой природой не для истребления себе подобных, а для труда и созидания. Часто перед поединком борцы ложились наземь, лицом в снег, и просили Мать Сыру Землю дать им хоть малую часть Силушки Её Необоримой. На Маслиницу от этой традиции достались Кулачные бои, но уже с сильно измененным смыслом.

Затем начинается пир. В каждом доме приготовлена обрядная еда — каша, обильно приправленная сливочным маслом («У Велеса (Власия) — борода в масле!» ) и специально сваренные питные меды. Говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в этот день. Велес считается по приданиям Коровьевым Сыном (он якобы рожден на заре мира небесной коровой Земун).

Получается Масленица получила свое название не от масляных блинов, а имено от традиции приносить требы Велесу, в виде масла и особого места коровьего масла в праздничном застолье.

От сюда же берет свое начало запрет на поедание мяса в эти праздничные дни, и поздние названия Мясопуст у христиан, И название западной масленицы Карнавал (из фр. саrnаval от итал. саrnevalе: саrnе «мясо» и vale «прощай»). Так из меню простого языческого стола пошли все названия современных праздников, связанных с этой датой. Ни чего духовного, лишь бы живот набить...

Ночь, следующая за днём Велеса Великого, считается благоприятной для зачатия сильных и здоровых детей, считалось, что они будут наделены Силой и Мудростью самого Велеса.
Сны, дарованные Вещим Велесом на праздничную ночь, считались провидческими — вещими и по поверьям, всегда сбывались.

10.jpg

Это, конечно, ознакомительное описание праздников-прородителей Масленицы и не передает всех тонкостей обрядов, но каждый желающий без труда сможет найти более подробную информацию, хотя зачастую она может быть противоречива. Так например дата дня Велеса упоминается как 11, 24 или 28 февраля. Но учитывая упоминания о сроках между праздниками, датах их проведения и прочей сопутствующей информации можно уверенно говорить о 11 февраля как верной дате.

На этом рассказ о Масленице не оканчивается, несмотря на то, что сам праздник уже прошел.

Масленица (день первый). Исторический финал

Масленица (день второй). Антология

Масленица (день третий). Внеплановая

Масленица (день четвертый). Медвежья

Масленица (день пятый). Геополитическая

Масленица (день шестой). Рождение мира


Все записи по исторической теме можно посмотреть в тегах #безальтернативнаяистория и #hbc

Предыдущие серии:

Тайна третьей столицы. Исчезнувшие города

В постАсгардской истории я написал все, что думаю о Омске 18-го века и выразил большие...

Многие лета

Наверное все рано или поздно задумываются, над названием периода обращения...

Русь Лукоморская

В постАсгардской истории я написал все, что думаю о Омске 18-го века и выразил большие...

До встречи, Евгений @nims55

1
5.864 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые