Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
oksaxa
6 лет назад

Тоталитаризм XX века: коммунизм и фашизм

«Когда заканчивается логика начинаются ритуалы» (с) сериал «Доктор Хаус».

Государство Ватикан, образованное в 1929 г., согласно с Латеранскими соглашениями, подписанными Бенито Муссолини от имени Италии и Папой Пием XI от имени католической церкви (Святого Престола). Оно занимает 44 гектара (около 100 акров по английской системе мер) на правом берегу Тибра в центральной части Рима. Её населением, составлявшим тогда примерно 1000 человек, должен был управлять папа своей абсолютной властью. Образование Ватикана стало окончанием 60-летнего папского "плена" после ликвидации в 1870 г. папского государства.

Несмотря на победу западных демократий, самым динамичным последствием Первой мировой войны стал антизападный, антилиберальный, антидемократический монстр тоталитаризма. Этот термин прижился с подачи итальянских фашистов для того, чтобы характеризовать свои надежды и целеполагания, но с 1928 г. его стали использовать для описания общих черт, объединявших и фашизм, и коммунизм. Советская Россия (1917-1922), а потом и её преемник — СССР (с 1923 г.) — длительное время оставались единственным коммунистическим государством в мире, но его влияние оказалось неизмеримо сильным. Главные фашистские режимы возникли в Италии (1922 г.), Германии (1933 г.) и Испании (1936 г.).

Представление о тоталитаризме сами тоталитарные режимы отрицали и с негодованием отметали. Это было характерно для всех тоталистаристов: и коммунистов, и фашистов, и национал-социалистов, и диктаторов, и марионеточных креатур, ставленников более сильных держав.  

Самому термину тоталитаризма суждено было стать футбольным мячом во времена "холодной войны". Тоталитаризм уродлив до безобразия по своей природе и не вписывается в характеристики, требующие построения опрятных безупречных моделей. Он не подчиняется логике и законам развития, не вписывается в привычные концепции геополитики и тем, кто привык отождествлять политические феномены с социальными силами сложно найти в нём рациональные зёрна. Тоталитаризм — это проклятие, отвратительный "релятивизм" для всех, кто считает будто только фашизм и коммунизм составляют источник зла. 

С другой стороны, этот термин ревностно отстаивают те европейцы, которые на собственной шкуре ощутили воздействие как коммунизма, так и фашизма. Эти два режима нельзя отождествлять, каждый из них подвергся эволюции и каждый произвёл на свет разнообразных потомков. Но у них намного больше общего, чем могут допускать или предположить их сторонники и последователи, привыкшие противопоставлять одно другому. Общие черты фашизма и коммунизма составляют длинный список, в котором одним из определяющих постулатов выступает так называемый "синдром из шести пунктов". На самом деле шестью пунктами дело не ограничивается:

Национал-социалистическая идеология. Как коммунизм, так и фашизм — это радикальные движения, формирующие государственную идеологию определённого толка, проповедующие смесь националистических и социалистических элементов. На протяжении 1920-х лет большевики частично ослабили свои интернационалистические принципы и вместо них освоили характерные постулаты крайнего российского национализма. При Сталине этот "идеологический выкрутас" квалифицировался как национал-большевизм. В то же время, и немецкие нацисты модифицировали социалистические элементы своей идеологии. В обоих случаях, социал-националистическая и национал-социалистическая смеси стабилизировались и окончательно оформились почти одновременно — в 1934 г.

На осознанном уровне, и коммунистов, и фашистов учили акцентироваться на разнице между ними. Но когда они пытались обобщить свои убеждения, концепции, моральные принципы и механизмы мироустройства были разительно похожи. 

Псевдонаучность. Как коммунисты, так и фашисты настаивают на том, что формируют свои идеологии опираясь на фундаментальные научные законы, якобы определяющие вектор развития человеческого общества.

Коммунисты ссылаются на свою версию "научного марксизма" (научного материализма), а нацисты — на евгенику и антропологию. В обоих случаях, их научные методы, законы и открытия не имеют достаточного независимого подтверждения.

Утопическая цель. Приверженцы тоталитаристских взглядов лелеют в душе и воображении образ современного человека, который создаст новый порядок, освободится и очистится от всех недостатков и ограничений, свойственных "тёмному прошлому". Характеристики этих воображаемых картин мира рисовались самыми разными. Это могла быть последняя, бесклассовая стадия чистого коммунизма, как проповедуют марксисты-ленинцы, или расистский, свободный от евреев, цыган, гомосексуалистов и прочих недостойных категорий людей, арийский рай нацистов, или же восстановленная псевдоисторическая Римская империя в Италии. Постройка нового, лучшего и справедливого строя — это суперзадача, цель, оправдывающая любые средства, все жертвы и жестокости правящего режима.

Дуалистическая партия-государство. Завоевав/получив/придя к власти, тоталитарная партия образует в рамках своего аппарата органы, дублирующие все имеющиеся общественные институты и контролируют их деятельность. Государственные структуры превращаются в звенья единого слаженного механизма исполнения партийных приказов. В СССР они так и назывались — месткомы и исполкомы.

Фюрерство или вождизм. Тоталитарные партии функционируют исключительно на иерархической основе. Они требуют рабского повиновения от своих рядовых членов и насаждают культ непогрешимого партийного лидера, источника высшей мудрости и добра: фюрера, вождя, дуче, каудильо. Ленин чурался такого культа, но именно он стал главным элементом сталинизма. Похожим образом обстояли дела с обожествлением Гитлера, Муссолини, Франко, Мао Дзедуна и пр.

Гангстеризм. Существует заметное сходство в поведении тоталитарного руководства и криминальных лидеров организованной преступности. Гангстеры захватывают паразитарную власть над частью общества и бизнеса, "крышуют" и "защищают" его от насилия, ими же порождённого. Обычно они запугивают своих жертв, держат под неусыпным контролем как членов своих банд, так и их близких, а конкурентов — уничтожают. Они манипулируют правом и, сохраняя мнимый фасад респектабельности, используют шантаж и вымогательство для контроля над орбитой своего влияния.

Бюрократизм. Все тоталитарные режимы нуждаются в многочисленной армии бюрократов для комплектации дублированных органов партии-государства. Эта новая бюрократия создает возможности для быстрого продвижения целым отрядам приспособленцев самого разнообразного социального происхождения. Бюрократия, которая всецело зависит от партии бюрократия, комплектуется из своих выдвиженцев, полностью разделяющих идеологические установки и составляет единую социальную ветвь, интересы которой совпадают с интересами режима и обслуживают его. В то же время, для бюрократии свойственно наличие нескольких конкурентных "центров власти", скрытое соперничество которых составляет единственно возможную форму реальной политической жизни.

Пропаганда существует (процветает) во всех тоталитарных государствах. Она использует эмоциональные символы, героизм, патриотизм, позитивные примеры, традиционализм и символизм, искусство (соцреализм) и монументальную архитектуру, принцип "большой лжи". Её бесстыдная демагогия направлена на уязвимые, комплексующие и жаждущие мести общественные элементы, лишенные социальной опоры вследствие бурных процессов перемен, войн или социальной модернизации.

Эстетика силы. Тоталитарные партии насаждают фактическую монополию в искусстве, создавая эстетическую среду, в которой прославляется правящая партия, возвышается её роль и связь с народом, используются героические образы национального прошлого, мифы и легенды, тешится мнимое величие и создаётся культ. Итальянские фашисты, немецкие нацисты, советские коммунисты — все они любили изображать величественные портреты вождей, проводить парады, воздвигать огромные скульптурные фигуры мускулистых работников, сооружать помпезные общественные строения.

Диалектический враг. Ни один тоталитарный режим не может рассчитывать на легитимацию собственных замыслов и устремлений, не создав "образа врага" — противоположного зла, с которым надо бороться. Утверждение фашизма в Европе стало подарком небес для коммунистов. Фашисты, в свою очередь, оправдывали себя, разглагольствуя о крестовом походе против большевизма. Эти споры между тоталитарными режимами стали движущей силой ненависти и конфликтов, рожденных самим тоталитаризмом. Каждый олицетворял собой всё хорошее, выступая против плохого.

Психология ненависти. Тоталитарные режимы специально поднимают эмоциональный градус, накаляя обстановку и создавая атмосферу тревоги и опасности, исходящей от многочисленных внешних и внутренних врагов, саботажников и шпионов. Честных соперников или уважаемых оппонентов, априори, не существуют. Тоталитаристам всегда не везёт жить в мире, наполненном злобными завистниками. В фашистском репертуаре список возглавляли евреи и коммунисты, а в коммунистическом нещадно распинали приспешников капитализма — кулаков и придуманных саботажников. У национал-социалистов общественная идеология опиралась на философию Ницше — радость трагедии существования, способность жить вопреки, а не благодаря.

Предварительная цензура. Тоталитарная идеология не может существовать без абсолютного цензурного контроля всех источников информации. Недостаточно просто не пропускать в эфир нежелательные мысли или факты, необходимо заблаговременно подготовить все данные, допущенные к вещанию и транслировать только эту реальность.

Геноцид и принуждение. Тоталитарные режимы идут путём политического насилия вне всяких пределов. Они создают развернутую сеть политической полиции и службы безопасности — сначала для уничтожения всех противников и нежелательных элементов, а потом для выдумывания этих противников, для поддержки функционирования полицейской машины. Геноцидные кампании против социальных и расовых "врагов" укрепляют веру в идеологические претензии и удерживают общество в состоянии постоянного страха. Массовые аресты и расстрелы, концентрационные лагеря, убийства — обычные вещи, которые со временем перстают шокировать.

Коллективизм. Тоталитарные режимы настаивают на всех разновидностях деятельности, укрепляющей коллективные связи и ослабляют семейную и индивидуальную идентичность. Государственные детские сады, "социальное искусство", движения молодёжи, партийные ритуалы, военные парады и мундиры для отдельных групп населения — всё это обеспечивает поддержку высокого уровня социальной дисциплины и конформистского поведения. В фашистской Италии существовала система партийных корпораций, заменившие все бывшие профессиональные организации и объединения работодателей.

Милитаризм. Тоталитарные режимы обычно преувеличивали "внешнюю угрозу" или придумывали её, поднимая граждан на защиту отечества. Перевооружение имело наивысший экономический приоритет. Под партийным контролем вооруженные силы имели монополию на оружие и высокий социальный престиж. Наступательные военные планы повсеместно выдавались за оборонные.

Универсализм. Тоталитарные режимы руководствуются предположением о постепенном расширении их системы и установок на весь земной шар. Коммунистические идеологи считали что марксизм-ленинизм имеет "научный" характер, следовательно, его можно применить в любой стране и в любом обществе. Нацисты маршировали с лозунгами: "Нам сегодня принадлежит Германия, а завтра — весь мир". 

Пренебрежение либеральной демократией. Все тоталитаристы презирают либеральную демократию за её гуманизм, за веру в компромисс и сосуществование, за её коммерческий дух и присущую ей благосклонность к правам и традициям.

Моральный нигилизм. Моральный нигилизм — не только главная черта национал-социализма, но и определяющая характериститка, присущая всем тоталитарным режимам. Все они придерживаются тезиса о том, что цель оправдывает средства. 

Сущность тоталитаризма, собственно и определяют вышеперечисленные общие черты, которые свойственны основным тоталитарным режимам.

Но коммунизм и фашизм, что вполне очевидно, отличаются источниками своей самоидентичности. Коммунисты крепко держались за идею классовой борьбы, нацисты — за сохранение расовой чистоты. Кроме того, существует существенная разница во взглядах на социально-экономическую сферу. Фашисты заботились о неприкосновенности частной собственности и стремились расположить к себе и своей деятельности крупных промышленников, а коммунисты, наоборот, отменили большинство видов частной собственности, обобществив средства производства и производительные силы. Они национализировали промышленность, коллективизировали сельское хозяйство, ввели централизованное командное планирование на всех уровнях. В какой то мере, они пошли дальше своих заклятых антагонистов, потому что глобальные мероприятия по лишению населения гражданских прав и собственности дают основания считать коммунизм высшей формой тоталитаризма.

Фото: 1 2  

15
1263.843 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые