Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
podruga
7 лет назад

Русская история для детей. Богатыри

Говоря о князе Владимире, мы выяснили, что Добрыня Никитич – русский богатырь, герой былин, сказок, фильмов и мультфильмов, по мнению историков, на самом деле существовал и приходился родным дядей по матери князю Владимиру, а также, предположительно, сыном древлянина Мала, который убил князя Игоря и которому мстила Ольга. Добрыня опекал князя Владимира с детства, а потом был его помощником и управлял Новгородом, вслед за Владимиром принял христианство и принимал участие в крещении Руси. Так, становится понятно, почему в былинах и летописях подчеркивается близость Добрыни к «ласковому князю Владимиру, а в Новгородской летописи образ наместника Добрыни даже заслоняет собой на первых порах юного князя Владимира Святославовича.

Однако древнерусский эпос не был записан вовремя и дошел до наших дней лишь в пересказах, сохраненных устной народной традицией. После нашествия монголо-татар погибло очень много людей, в первую очередь воинов и дружинников, которые и были носителями традиций, в результате в какие-то моменты русской истории передавать легенды «из уста в уста» и «от отца к сыну» было очень сложно. Лучше всего сохранилась эпическая традиция в Новгороде, поскольку он находился далеко и не был завоеван монголо-татарами. Однако здесь сохранялись в первую очередь свои легенды и сказания, а не общерусские.

Былины неизменно говорят о Добрыне как о знатном человеке, боярском сыне (в отличие от Ильи Муромца, крестьянского сына, и Алеши Поповича, сына священника). Иногда в былинах Добрыню называют даже князем и племянником Владимира, но это уже народная молва изменила историческую реальность. Былинный герой был образован, умен, вежлив, лучше всех играл в шахматы и музицировал на гуслях. Он «второй по силе» после Ильи Муромца богатырь, а из лука стрелял точнее всех. Основной мотив былинных сказаний о Добрыне – это борьба со змеем – большинство ученых возводит эту тему к крещению Руси и борьбе с язычеством, которое олицетворяется со змеем. Сватовству князя Владимира (например, в мультфильме про Шамаханскую царицу) посвящено тоже много сказов о Добрыне – этот факт имел место в действительности, так как дядя участвовал в организации браков князя Владимира.

Историки давно уже признали существование «второго русского богатыря», подтвердили его происхождение от сына древлянского князя Мала и значимость при дворе Владимира Святого. Но устная традиция очень грешит анахронизмами. А это значит, что в сказаниях могут появляться сюжеты, которые не были характерны для описываемого времени, а появились позднее. Какие-то события благодаря народной молве переносятся во времени или на другое место. Вот и с былинным Добрыней получилась интересная история: в некоторых легендах Добрыня сражается вместе с Алешей Поповичем против Тугарина-змея. Многие историки считают, что Тугарин – не просто собирательный образ кочевников вообще или половцев, в частности, но конкретное историческое лицо – половецкий князь Тугоркан, Только случилась победа над ним совсем не при Владимире Святом, а почти на 200 лет позже, при участии Святополка и Владимира Мономаха. Вот и пришли мы к первой знаменательной ошибке народной молвы: под князем Владимиром Красно Солнышко, в основном, подразумевают Владимира Святославовича, внука Ольги, крестившего Русь. Но во многих народных сказках и былинах под этим же именем фигурируют деяния его правнука – Владимира Мономаха, получается, что образ сказочного, былинного и мультипликационного князя Красно Солнышко – собирательный. Поэтому и храмы кругом в Киеве, а не языческие идолы стоят. Согласно летописи, в битве с Тугорканом принимал участие некто Добрыня Золотой Пояс. Народная фантазия со временем объединила двоих персонажей под именем Добрыня в один образ и приписала одному богатырю деяния времен княжения Владимира Святого и Владимира Мономаха, объединив их в сказаниях под именем доброго и ласкового Владимира Красно Солнышко.


Картина В.М. Васнецова «Богатыри».

Ну а как же остальные богатыри? Существовали ли они на самом деле? И если с Добрыней, знатного происхождения, все не совсем однозначно, что же можно говорить об Илье Муромце (крестьянском сыне) и Алеше Поповиче (сыне священника).

Илья Муромец – простолюдин - вообще не упоминается в русских летописях, но согласно русским былинам и германским эпическим поэмам, он был первым богатырем на Руси. Этот персонаж дошел до нас благодаря устной народной традиции. В письменных источниках он появляется впервые более чем через 500 лет после своего фактического существования. Исследователями он отождествляется с Илией Печерским по прозвищу Чеботок – историческим силачом родом из Мурома, который отбился по легенде чеботком, то есть сапогом, от врагов. До наших дней дошли мощи легендарного Ильи, они хранятся в Киево-Печерской лавре и были исследованы учеными в 20 веке. Удивительно, но легенда о том, что Илья Муромец в юности был калекой и не мог ходить, долгое время сидел на печи, мечтая о том, чтобы родину защищать, нашла отражения в исследование его останков и подтвердилась. Человек, мощи которого хранятся в лавре, имел проблемы с позвоночником и перенес в юности паралич ног, то есть действительно не мог ходить. Однако данные экспертизы совместно с анализом исторических источников говорят о том, что настоящий, существовавших в реальности Илья, причисленный позднее к лику православных святых, жил позднее обоих князей Владимиров, и обоих Добрыней. Если Илья Муромец по прозвищу Чеботок и есть тот самый былинный герой, то по данным историков он родился на 20 лет позже смерти Владимира Мономаха и более чем через 200 лет после княжения Владимира Святого. С учетом того, что он 33 года просидел на печи, его ратные подвиги пришлись на конце 12 века, то есть служить князю Владимиру он никак не мог.

Самой популярной из былин об Илье Муромце является тема победы над Соловьем-Разбойником. Этому персонажу также посвящены исследования, согласно которым исторический прототип и у него был – некий русский разбойник, упоминаемый в летописи под именем Могута, который был пойман и приведен к князю Владимиру и покаялся. Существуют былины о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром, о борьбе богатыря с Идолищем – тоже происходившей во времена того же князя. Таким образом, мы пришли к очередной загадке и путанице, связанной с неточностями устной народной традиции.

Ну а как же третий богатырь, Алеша Попович? Говоря о сыне священника, мы сразу же понимаем, что, если Добрыня, дядя Владимира Святого, участвовал в крещении Руси, то русские православные священники появились позднее, а сын служителя церкви никак не мог участвовать в ратных подвигах одновременно с Добрыней Малковичем, сыном древлянского князя. Таким образом, если и виделся Алеша когда-либо с кем-то из богатырей в реальности, то это мог быть только второй прототип Добрыни Никитича – Добрыня Золотой Пояс времен князя Владимира Мономаха.

Историческим прототипом Алеши Поповича считается ростовский боярин Александр Попович, который никогда не служил князю Владимиру (даже более позднему Мономаху), упоминания о его службе относятся к событиям начала 13 века. Интересно, что этот человек мог в реальности встречаться со вторым прототипом Добрыни Никитича, Добрыней Золотой Пояс. Согласно летописи они оба участвовали в битве на реке Калке. Тогда становится непонятным, как эти же герои участвовали в разгроме половецкого князя Тугоркана под предводительством князя Владимира Мономаха, ведь произошло оно почти на сто лет раньше?

Вот и получается, что, несмотря на то, что исторические личности, которые послужили образом для легендарных богатырей, существовали, но, вероятнее всего, этих людей было не трое, а больше, и эти люди вряд ли встречались, как на картине Васнецова или в мультфильмах, поскольку жили они в разное время и в разных местах. С течением времени народ приписывал деяния разных людей богатырям, наделяя их такими фактами биографии, которые никак не могли быть реальностью. Таким образом, былина – это не совсем вымысел, но историческая правда в ней искажена. Не являются исключением и русские былины о богатырях.

2
103.107 GOLOS
На Golos с October 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые