Цвета, знамёна, символизм и ассоциации
Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
— х/ф "Кин-дза-дза!"
Трёхцветное знамя французской революции (фр. drapeau tricolore или drapeau bleu-blanc-rouge) берёт своё начало с белоснежной королевской хоругви, обагрённой кровью казнённой на гильотине аристократии. Посмотрев на окровавленное знамя презренных роялистов, молодая республика придумала своё "драпи": с белого полотнища цвета монархии убрали жуткие лилии и добавили красные и синие цвета парижского знамени.
Драп
— (франц. drap — букв. сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения.
Флагом Французской республики не на шутку заинтересовались в Батавской республике и, не мудрствуя лукаво, в 1794 г. переняли такое же цветовое сочетание, развернув штандарт вертикально. А Нидерланды, как правопреемники, ничего менять не стали.
Между тем, Пётр I ещё 20 января 1705 г. издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" должны поднимать бело‑сине‑красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. То ли цветов не так много, то ли фантазии не хватало... Но факт остаётся фактом.
Французский триколор
Но вернёмся к нашим... революционерам. Во времена Римской республики красный стяг был флагом военного времени. Красное было цветом крови, огня и магии. Ренессанс (возрождение) красного полотнища связывают со штурмом дворца Тюильри (он же Люксембургский Сад и Дворец), когда обезумевшая толпа подобрала пропитанную кровью некогда белоснежную королевскую хоругвь. С той поры, "красное" и "белое" стойко закрепились в цветовой кодировке при идентификации революции и контрреволюции. Стендаль обессмертил вариант "Le rouge et le noir" ("Красное и чёрное"), описывая противостояние революционных радикалов и клерикальных реакционеров в эпоху реставрации.
Люксембургский дворец (Сад Тюильри, Je jardin des Tuileries)
Цветовой символизм в обозначении политических движений не возник на ровном месте, а имеет глубокий подтекст. Красное, алое, багровое знамя застолбили за собой революционные движения и восставшие народные массы — гарибальдийцы, социалисты, а со временем, коммунисты. Зелёные цвета природы, лугов и травы (а когда-то династии Меровингов) облюбовали крестьянские партии, ирландские патриоты и, в итоге, защитники окружающей среды, экологи. "Голубая кровь", которой в средневековье так гордилась испанская аристократия, отлично подошла британским тори и прочим консерваторам всех мастей.
«
Голубая кровь
». Так называют потомственную аристократию, «белую кость», родовую знать. Выражение имеет испанские корни. Испанская королевская семья и дворянство гордились тем, что, в отличии от простого народа, они ведут свою родословную от вест-готов и никогда не смешивались с маврами, проникшими в Испанию из Африки. Реконкиста восемь столетий изгоняла арабских завоевателей с Иберийского полуострова. В отличие от смуглых, оливковых и бронзовокожих простолюдинов, на молочно-белой коже представителей высшего сословия чётко выделялись сине-голубые вены и прожилки. Поэтому испанская знать называла себя sangre azul, что значит «голубая кровь». Позже это красивое выражение распространилось по миру и проникло во многие европейские языки, в т.ч. и русский.
Юнионисты (собирательное название партий и политических течений, выступающих за союз, объединение с кем-либо или чем-либо: "левый центр", "центристы", "умеренные", "социал-демократы") ассоциируются с оранжевыми и жёлто-горячими оттенками, а либералы — с бледно-жёлтым. Нацистов (национал-социалистов) поначалу все называли "коричневыми", по цвету рубашек SA. Потом, по форме SS, их ассоциировали с чёрным цветом, тем более то, чем они занимались вписывалось в геральдику/символику чёрного цвета — зло, насилие, траур, сырую землю, холод, смерть... и пиратов.
Интересна, в плане символизма, цветовая идентификация узников концентрационных лагерей нацизма: красную нашивку на спине носили "политические", зелёную — уголовники, розовую — гомосексуалисты, чёрную — антисоциальные элементы, голубую — свидетели Иеговы, коричневую — цыгане, жёлтую — евреи.
Когда мы говорим: почернел от горя, покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха, то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным их выразить цветом. Цвета тесно связаны с человеческими эмоциями.
Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась. Подробнее о символике цвета.
Однако в использовании цветов в разных культурах, регионах и т.д., нередко встречаются неоднозначные трактовки и путаница. Например, католицизм определяет белым цветом — чистоту и целомудрие, красным — мученичество и кардиналов, голубым — надежду и Деву Марию, а чёрным — беды и страдания, но тут же доминиканцев и иезуитов. За пределами верования символизм частично теряется.
А дальше всех в этом отношении пошли... сами знаете кто, придумав себе флаг-радугу.