Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
romapush
7 лет назад

Иван III: от краха Византии до обретения могущества Московским княжеством

В 1452 г.  почти весь православный христианский мир оказался под пятой захватчиков-иноверцев. Резкий географический сдвиг мусульмано-христианских границ и чужеземное господство на громадных территориях поставило под вопрос само выживание православия. 

Православие по греческому обряду, за исключением крошечной (к тому времени) Византийской империи и зависимых от неё территорий, оказались под игом турок-осман. Наконец, 29 мая 1453 г., произошел финальный акт великой исторической драмы — Константинополь пал перед войсками под предводительством султана Мехмеда II. Это означало уничтожение Восточной Римской империи, а последний византийский император Константин XI Драгаш был убит. С карты мира исчезло тысячелетнее государство — Византийская империя, основанная в IV веке н.э. императором Константином Великим; государство, считавшее себя преемником Римской империи. Во времена своего расцвета (IХ-Х века) Византия была геополитическим центром влияния, а её столица слыла крупнейшим и богатейшим городом Европы. Такие ныне славные города, как Париж, Лондон, даже Рим, в те времена лежали в руинах или депрессии и насчитывали какие-то жалкие десятки тысяч жителей, а население Константинополя составляло более миллиона.

Карта Малой Азии в середине XV века

Для православного мира падение империи имело особое значение, ведь Константинополь (Царь-град, Цареград в славянском обычае) был столицей и духовным центром восточного христианства. Православие славянского обряда, за редким исключением, находилось под властью татар, Речи Посполитой (польско-литовского государства, которое окончательно оформилось чуть позже в 1533 г.) и Великой Венгрии. Поэтому осада и падение Константинополя казалось бы предзнаменовали для европейского православия такую же печальную участь, которую влачили с VII столетия православные Азии и Африки, оказавшиеся в плену Арабского халифата. Большинство славянских народов были окрещены миссионерами Цареграда; множество национальных церквей возникло на территории Византийской империи и подчинялось патриаршей кафедре. Влияние митрополита Константинополя на славянские церкви было всегда заметно; он был мерилом, законодателем православной жизни, тем более, что авторитет константинопольского патриарха опирался на армию мощного государства. 

Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх — титул предстоятеля Константинопольской церкви, который считается первым среди равных епископом в сообществе православных поместных церквей. С 22 октября 1991 г. этот титул принадлежит Варфоломею I. 

С начала II тысячелетия начинается постепенный закат Византийской империи, уменьшаются её территория и влияние. Ситуация радикально ухудшилась и изменения быстро стали необратимыми, когда на исторической арене появились агрессивные и воинственные турки-сельджуки, а потом и турки-османы.

История Византийской империи (документальный фильм, 44 мин.):

[Канал на youtube — AncesthroneTV]

В общем, для православия в середине XV века всё было плохо. Но, по крайней мере, в одном месте, а именно в Москве, настроения были не такими печальными и планы на будущее строились оптимистические.

В эти исторические времена, Москва номинально подчинялась татарскому хану, но имела значительную степень независимости. В Москве восседал великий князь Василий II "Тёмный" (правил 1425-1462). За такую длительную каденцию князь аккумулировал значительную власть и влияние, но после потери зрения, во многом полагался на сына и преемника. Таким образом, Иван III (правил 1462-1505) заступая на трон Московского княжества/царства, уже имел достаточный политический опыт и незаурядные амбиции. Когда-то могущественная татарская Орда, к тому времени изрядно ослабела. Настолько, что с 1452 г. Москва не платила дань хану. 

Иван III Васильевич (22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси. 

За 43 года княжения Иван III из заштатного и захолустного князя московского превратился в полновесного правителя европейского масштаба и именовался как «Иоанн, Божьей милостью государь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных». Ему удалось объединить значительную часть русских земель вокруг Москвы и немало способствовать её превращению в центр единого Русского государства. Заслугами князя признаются: окончательное освобождение от ордынской зависимости, принятие первого свода законов государства (Судебник, Домострой), оформление основ системы землевладения, строительство кирпичного московского Кремля, стоящего и поныне.

Портрет Ивана III

Что же послужило основой для таких грандиозных свершений? С официальной, ортодоксальной позицией отечественной истории читатель наверняка знаком по многочисленным учебникам истории. Я же хочу акцентировать внимание на других деталях, которые историки рассматривают как второстепенные.

С самого начала княжения Иван III акцентировал внимание на своей миссии хранителя православия, противостоящего экспансии мусульман с юга и католиков Польши (позднее Речи Посполитой) с запада. Признание суверенности православного Московского княжества автоматически превращало его в единственного на то время, независимого православного правителя на земле. В такой ипостаси у московского князя появлялись вполне обоснованные основания для объединения под своим началом всех русских земель.

Интересен тот факт, что амбициозным планам Ивана III немало поспособствовали хитросплетения папы римского. После исторической катастрофы, которая постигла Византийскую империю в 1453 г. и привела к потере государственности, папство в целях укрепления и восстановления влияния обратило внимание на судьбу Софьи Палеолог (она же Зоя Палеологиня, родилась в 1445 г.), племянницы последнего византийского императора. Зоя, дочь Фомы, морейского деспота, родилась в Греции, но воспитывалась и получала превосходное образование в Риме, в семье опекунов. Зое/Софье (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα) суждено было стать Великой княгиней Московской, второй женой Ивана III, матерью Василия III, бабушкой Ивана Грозного. 

Реконструкция облика Софьи/Зои Палеолог

Папа Павел II, венецианец, мечтая возродить Флорентийскую унию, обратил внимание на возможный союз с Москвой против турок. Когда до него дошли слухи о том, что московский князь овдовел, он предложил ему в жёны идеальную кандидатуру — 24-летнюю Зою/Софью. Папские эмиссары обнаружились в Москве и династический брак (новость для Руси той поры) получил одобрение на всех уровнях. Зоя путешествовала к будущему супругу морем, через балтийский порт Ревель. Её обратили в православие (точнее вернули первоначальную веру) и 12 ноября 1572 г. она обвенчалась с Иваном III. Международный престиж, который этот брак принёс русскому князю/царю, сложно переоценить. До этого Москва была дикой и периферийной провинцией самой слабой и дальней поросли христианского мира. Её князей в Европе почти никто не знал и их влияние, соответственно, было близко к нулю. Но теперь они дотронулись до мантии Цезаря, ещё шаг в том же направлении и в имперскую тогу впору облачаться самим.

Рост могущества Московского княжества

В 1477-1478 гг. московский князь выступил против Великого Новгорода, чьи пять земель намного превосходили территориально само Московское царство. Новгород совсем недавно, по слухам, уступил светское владычество Литве, а духовное — киевскому митрополиту.

Иван III увидел в этом личную обиду, после чего собранная им дружина окружила и взяла штурмом плохо защищённый город, вынудив его жителей покориться. Была и вторая карательная экспедиция с целью придушить бунт и закончилась она массовыми репрессиями: казнями, грабежами и каторгой. Одним Новгородом дело не ограничилось: та же участь постигла Вятку и Псков. Слухи о крутом нраве и авторитарных методах московского князя опережали его войско и напрочь отбивали охоту перечить его воле.

Новгородские походы Ивана III были лишь прологом. Его внук через каких-нибудь 80 лет зальёт Новгород кровью и заставит Русь содрогнуться от ужаса и жестокости.
Летом 1569 г. царь Иоанн IV "Грозный" принимает в Александровской слободе некоего «ходока» из Великого Новгорода, который в архивах будет проходить как «волынец (т.е. выходец с Волыни) Пётр». Таинственный гость сообщает царю, что новгородская элита во главе с местным архиепископом Пименом вступила в сговор с Литвой и тайно готовится присягнуть «литовскому королю Жигимонту» (Сигизмунду). Есть и доказательство — грамота с подписями архиепископа и других знатных новгородцев, которая хранится в новгородском Софийском соборе под образом Богородицы. Вскоре Иоанн IV тайно отправляет в Новгород агентов, которые добывают компрометирующий документ и доставляют его царю. Подпись архиепископа, который до этого слыл горячим сторонником царя, признаётся подлинной, что и послужило отправной точкой для печально известного похода Иоанна IV "Грозного" на Великий Новгород.

Повоевал московский князь Иван III немало: с одной только Литвой было две войны, также две с Казанью, а ещё с Большой Ордой (не считая набегов), Новгородом, Ливонским орденом, Швецией. Причём сам князь мало соответствовал образу ратного воина: в боевых действиях, фактически, не участвовал, ни одной операцией или сражением лично не руководил, словом полководцем не был и не стремился к этому. Действовал Иван III не прямиком, а через делегирование функций воеводам — Константину Беззубцеву, Василию Ухтомскому, Даниилу Холмскому, Ивану Руно. Но тот факт, что войны в его правление заканчивались, в основном, победами (или, в худшем случае ничем, т.е. вничью), а противники были весьма достойными, надо отдать должное его таланту стратега.

Всего за десять лет до его вокняжения закончились «замятия» — борьба за власть между представителями двух ветвей московского великокняжеского дома. И внешних врагов у Москвы хватало; взять хотя бы двух главных — с одной стороны, слабеющая Большая Орда, а с другой, наоборот, набирающая силу Литва, соперничающая с Москвой в деле собирания русских земель — ведь именно в её руках в то время находился Киев, «мать городов русских». 

Летом 1480 г. хан Золотой Орды Ахмат предпринял решительный, третий поход, с целью силой заставить Москву заплатить дань. Он надеялся на союз с Польшей и Литвой, но этим надеждам не суждено было сбыться. Ахмат вернулся не солоно хлебавши и больше попыток обложить Москву данью Орда не предпринимала. 

Картина художника XIX века Н. Шустова "Царь Иван III топчет ордынский ярлык"

К тому времени, Иван III повелел величать себя царём и самодержцем — русскими эквивалентами титулов «цезарь» и «абсолютный монарх». Как и Карл Великий, король франков, около 700 лет тому назад, полуварварский властелин обозначил себя не в качестве основателя нового государства, а как героического освободителя от ига и восстановителя былого величия, защитника веры. 

Рисунок: 1, 2, 3 Карта: 1, 2, 3 Источники: 1,

45
332.703 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые