Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
semargl
6 лет назад

Скифы Земледельцы или Праславяне.

В VII веке до н.э. в Северное Причерноморье проникают ираноязычные племена Скифов, которые вытесняют кочевавших здесь киммерийцев и овладевают причерноморскими степями на 400 лет до III в. н.э., создав здесь некое государственное образование под названием Скифия или Великая Скифия. Довольно подробно эти земли и их жителей описал в своем труде "История" древнегреческий историк Геродот, посетивший Скифию в V веке до н.э. 

(с)

Геродот разделяет скифов на несколько групп: Царские скифы, Скифы кочевники, Скифы земледельцы и Скифы пахари. Царские скифы и скифы кочевники проживали в причерноморских и приазовских степях и вели кочевой образ жизни. По словам Геродота, жили они в кибитках, не сеяли ничего и не пахали. В северной же части Скифии проживали скифы земледельцы и скифы пахари. 

Чтобы не вносить сумятицу, необходимо сразу оговорить один момент. Чешский историк Л. Нидерле считал что скифы пахари и земледельцы являются одним народом, а разные названия они получили от Геродота, так как тот разделил их по месту их обитания. Первые жили по реке Гипанис (Южный Буг), а вторые по Борисфену (Днепру). Подобной же точки зрения придерживался и академик Рыбаков В.А. изучавший данную проблему. Этой же точки зрения будем придерживаться и мы, поэтому будем называть этот народ скифами земледельцами.

Возникает резонный вопрос, каким образом степные кочевники скифы смогли в такой короткий промежуток времени осесть и полностью сменить хозяйственную деятельность с кочевого скотоводчества на оседлое земледелие? Или же скифы земледельцы вовсе не были скифами? Для этого снова обратимся к записям Геродота. Он несколько раз подчеркивал, что скифы являются кочевниками, не занимаются земледелием и не строят городов. Что же касаемо скифов земледельцев, то еще он их называет борисфенитами, то есть живущими по реке Борифен и сколотами. А также единожды оговаривается о том, что скифами борисфенитов называют местные эллины (греки ольвиоты). То есть вполне можно предположить, что скифы земледельцы не имели этнической принадлежности к собственно скифам-иранцам, а вероятно являлись каким-то возможно автохтонным народом, который был либо завоеван скифами, либо вошел в состав Скифии на правах союзника.

Чтобы выяснить это, обратимся к археологии. В лесостепной зоне, в местах обитания скифов земледельцев археологами зафиксировано четыре соседствующих группы археологических памятников имеющих между собой культурное сходство: Западно-подольская, Восточно-подольская, Киевская и Ворсклинская группы.

(с)

Если наложить эту карту на карту распространения Чернолесской археологической культуры X-VIII вв до н.э., представителей которой исследователи относят к праславянам, то мы получаем существенное сходство.

(с)

Это еще раз подтверждает версию он не скифском происхождении скифов земледельцев (сколотов) и позволяет нам отнести этот народ к праславянам. Тесные связи славян со скифами подтверждает также присутствие в славянских языках иранизмов. Бог - др. перс. baga - бог; хата - др. перс. kata - подвал, погреб; пан (господин) - др. иранск. - gu-pana - пастух и др. Подобные заимствования могли появиться только при тесных и многолетних контактах.

Также о различном происхождении кочевых скифов и скифов земледельцев (сколотов) говорят и две легенды, записанные Геродотом в Скифии, вероятно элинизированные.

Первая легенда гласит о том, что властительница Гиллеи полузмея-полудива родила от Геракла троих сыновей, Агафирса, Гелона и Скифа. Уходя Геракл оставил властительнице свой лук и пояс, завещав ей чтобы она оставила свой царство тому сыну, который сумеет натянуть лук и правильно одеть пояс. Как ни пытались двое старших братьев, но так и ничего у них не вышло и только младший брат Скиф справил ся с заданием и получил царство.

Данный миф видимо принадлежал собственно скифам кочевникам, для которых лук являлся одним из основных видов оружия, а скифские воины славились своей меткой стрельбой из лука с коня.

Вторая легенда записанная Геродотом рассказывает о происхождении скифов земледельцев. Первым жителем этой земли был сын Зевса и дочери Борисфена, по имени Таргитай. И было у него три сына Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Во времена их правления с неба упали золотые плуг с ярмом, чаша и топор. Старшие братья по очереди пытались взять эти предметы, но как только они приближались к ним, те вспыхивали пламенем. И только младший брат Колаксай смог взять их, за что и получил царство. От каждого брата произошел народ: от Липоксая - авхаты, от Арпоксая - катиары и траспии, от Колаксая - паралаты. А все вместе они сколоты, а скифами их называют греки.

То есть, существуют две схожие легенды, о происхождении скифов кочевников и земледельцев, однако есть в них и существенное различие и кроется в почитании разных культовых вещей. С одной стороны лук кочевника, а с другой стороны плуг земледельца. Также мы видим различие в происхождении кочевых скифов и сколотов. 

Все это еще раз может свидетельствовать о разном этническом происхождении скифов и сколотов. А также с большой долей вероятности позволяет отнести сколотов к праславянам. 

Спасибо за внимание!

  ________________________________________________

 

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ БЛОГ!

103
0.011 GOLOS
На Golos с November 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые