Змееборчество в славянской мифологии.
В славянском эпосе одной из самых распространенных тем является змееборчество, оно отображено во множестве сказок, легенд, мифов, былин. Со змеем (змием) боролись богатыри Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, святые кузнецы Кузьма и Мефодий или по другой версии князья братья Борис и Глеб, богатырь Алеша Попович также сражался с Тугариным Змеем.
Змей является одним из самых распространенных и загадочных персонажей не только славянского, но и всего мирового эпоса и мифологии. Чтобы попытаться разгадать значение этой фигуры, необходимо взглянуть вглубь веков, а то и тысячелетий.
Впервые культ змея или змеи появился еще в эпоху неолита которая началась в IX тысячелетии до н.э. Изображения змеи, а чаще двух змей сплевшихся в клубок занимают видное место в росписи керамики. Также это изображение можно встретить на груди у женских статуэток. Эта традиция продолжилась и во время энеолита и во время бронзового века. Вряд ли в то время змеи олицетворяли собой какой-то негатив, скорее всего наоборот. Считается, что это связано с культом дождя (воды), который был столь необходим древним земледельцам и от которого зависел не только урожай, но и жизнь племени. Змея же скорее всего являлась предвестником дождя, ведь активность змей перед дождем возрастала. То есть змей в эту эпоху просто олицетворял собой воду и не более.
В эпоху бронзы представления человека об устройстве мира стали меняться. Так если для трипольцев земля являлась самым нижним ярусом мира, то во времена бронзы появляются представления о подземном мире, а если быть точнее, то подземно-подводном. В представлении многих народов появляется представление о некой подземной реке или океане, по котором ночью проплывает Солнце. Охранителем этого подземного мира часто являлся змей-ящер. Так к примеру у эвенков существует миф о трехмерном мире. Владыкой нижнего мира является змей-дябдар (чжабдар). Часто змей-ящер изображался двухголовым. Одна голова вечером поглощала Солнце, а вторая голова утром как-бы изрыгала его. Возможно отсюда и началась многоголовость змея.
То есть, вероятно получается что предвестник дождя и олицетворение воды змей, к тому же живущий под землей в глубоких норах трансформировался во владыку или же стража подземного мира. Хотя и в это время змей еще не являлся отрицательным персонажем, ведь подземный мир, а вместе с ним и его страж не ассоциировались с чем-то негативным.
Со временем, подземный мир у многих народов стал ассоциироваться со смертью. Так у древних греков и римлян это Аид, куда уходили души мертвых. У славян подземный мир назывался Навь, там жила всевозможная нечисть и туда же попадали неупокоеные души людей, которые могли превращаться в упырей или вурдалаков. Немудрено, что и змей являвшийся стражем этого мира стал ассоциироваться со злом и смертью.
Если обратиться к русским народным сказкам, то главный герой в поисках похищенной змеем невесты, также как и в случае с кощеем, прежде чем попасть в царство змиево, проходил через избушку Бабы Яги. А Баба Яга как известно, являлась эдаким стражем на границе между миром живых и миром мертвых, а ее избушка была порталом между этими мирами. Значит выходит, что змей жил в царстве или мире мертвых.
Между прочим, излюбленное занятие змея, ворование невест профессор Пропп В.Я. в своей монографии "Исторические корни Волшебной Сказки" объясняет тем, у многих народов для того чтобы умилостивить подземного владыку змея, приносили ему в жертву девушку. Так в частности в Древнем Египте девушек приносили в жертву крокодилам, ради хорошего урожая.
Вот так змей из положительного персонажа сначала превратился в нейтрального, а затем и в отрицательного.
И так, мы выяснили что образ змея в славянской мифологии стал ассоциироваться со смертью, но и не только. Кроме кражи невест, еще одним излюбленным занятием змея было жечь да палить города русские.
В I тысячелетии до н.э. праславяне столкнулись со степными кочевниками киммерийцами, совершавшими набеги на их поселения, грабившие и убивавшие их. Затем киммерийцев сменили скифы, а тех сарматы и тд. Эти набеги заставили праславян строить против кочевников оборонительные укрепления, первые из которых известны еще во времена Чернолесской археологической культуры IX-VII вв. до н.э. По всей видимости набеги кочевников несших смерть стали у славян ассоциироваться с налетами змея. Так в русских и украинских народных сказках и мифах змей часто прилетал со стороны моря или степей, где как раз и жили кочевники. А предположительно во II в. до н.э. - VII в. н.э. на территории нынешней Украины появилась сеть земляных укреплений назывемых "Змиевы валы". Строительство этих оборонительных укреплений вошло аж в несколько русских и украинских легенд. Легенду о божьих кузнецах Кузьме и Демьяне (по другой версии Борисе и Глебе), которые поймав змея кузнечными клешнями за язык, запрягли его в огромную соху и заставили пахать землю пока змей не издох. Пахали землю змеем и богатыри Добрыня Никитич и Никита Кожемяка, также до тех пор пока змей либо не утонул в море, либо пока не погиб от жажды.
Другой богатырь Алеша Попович сражался с Тугарином Змеем. Считается что прототипом Тугарина являлся половецкий хан Тугоркан (1028-1096 гг). Что опять таки доказывает ассоциативность змея с кочевниками.
Отразилось змееборчество и в христианстве. Так одним из самых почитаемых христианских святых на Руси является Георгий Победоносец, чаще всего изображаемый на иконах как всадник, поражающий копьем змея.
Таким образом, можно сделать вывод, что змей появившийся в религиозном культе еще в эпоху неолита как предвестник дождя, трансформировался сначала во владыку (стража) подземного мира, затем во владыку (стража) мира мертвых, а затем стал ассоциироваться со степными кочевниками, несшими на Русь смерть и разруху.
Спасибо за внимание!
________________________________________________