Камера - обскура или камера - люцида. Чем пользовались художники эпохи Ренессанса?
Всем известно, что примерно с 15 - го века в творчестве художников произошёл резкий переход на очень реалистичные изображения.
Выяснилось, что картины стали рисовать практически без набросков и черновиков.
К примеру так и не найден ни один эскиз великого художника 16 - го века Кароваджо. Все свои шедевры он рисовал сразу на холсте. Совершенно не опасаясь испортить картину.
В 2001 году американский художник Дэвид Хокни, совместно с физиком Чарльз М. Фалько издали книгу под названием "Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters" (Тайные знания: заново утраченные приемы старых мастеров).
Хокни и Фалько выдвинули теорию, что художники уже тогда пользовались камерой - люцида.
или камерой - обскура.
Но здесь есть проблема. Камера - люцида была изобретена в 1807 году. Камера - обскура упоминается пораньше. Леонардо да Винчи описывал её в своем "Трактате о живописи". Возможно он уже использовал эту камеру для рисования. Но достоверно это неизвестно.
То что камера - обскура была хорошо известна в 18 - ом веке, подтверждает французский художник того времени Чарльз Амедей Филипп Ван Лоо.
Хокни утверждает что камера была изобретена гораздо раньше, просто художники боялись инквизиции (могли обвинить в колдовстве).
Его главным доводом было высочайшая точность в мелких деталях и нарушение пропорций. Изображение было искаженным и части тела людей получались не пропорциональными.
Несмотря на убедительные доводы, у теории Хокни - Фалько очень много критиков. И их аргументы тоже звучат довольно убедительно.
Теперь уже вряд ли мы сможем точно узнать кто были эти знаменитые художники ренессанса. Талантливые умельцы или великие творцы. Но одно можно сказать точно. Когда камера обскура и люцида стали повседневностью, реализм из картин художников постепенно стал уходить.