Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
singa
6 лет назад

Традиционные музыкальные инструменты Японии

Каждая страна отличается своими музыкальными инструментами и Япония не исключение. Необычные и волнующие душу традиционные музыкальные инструменты этой далёкой для европейцев Страны восходящего солнца, привлекают туристов со всего мира.

7255840.jpg
игра на японских музыкальных инструментах

Здесь вы можете услышать и старинные буддийские песнопения, и придворную музыку эпохи Эдо, и различные религиозные исполнения на древнейших музыкальных инструментах, существующих в японской культуре уже много веков. Интересна история развития японской национальной музыки, которая начинается с древнейшего периода Дзёмон и продолжается по сей день.

В ходе многочисленных археологических раскопок в Японии были обнаружены музыкальные каменные свистки, уникальные поющие чаши, называемые рин, находили даже и поющие колодцы. Такие чаши издавали красивые мелодичные звуки, их не подвешивали и не крепили, они просто стояли на определённом месте.

Rin_gong_at_Kiyomizu-dera,_Kyoto.JPG
древние японские чаши

А поющие колодцы суйкинкуцу представляли собой огромные перевёрнутые кувшины, частично зарытые в землю, над которыми находились бамбуковые трубочки с водой, стекающей по каплям на небольшое отверстие в донышке.

На них сможет сыграть каждый, кто захочет, и вам совсем не нужно обладать специальным музыкальным слухом, всё произойдёт само собой, когда вы станете мыть руки.


поющий колодец

Японская музыка основывается не на определённом математическом отсчёте, а на интервалах человеческого дыхания. Японцы все таинственные магические ритуалы сопровождали музыкой, которая являлась существенным дополнением любых национальных обрядов.

В стародавние времена в Японии дворцовая музыка объединялась под названием гагаку. Правда, многие старинные мелодии утратили, их не удалось сохранить, так как в Японии не существовала система нотных записей, музыкальные произведения передавались из поколения в поколение.

До эпохи Мэйдзи (когда в Японию стали проникать европейские модели нотных записей) лишь использовали некую систему обозначений в виде линий, всевозможных фигурок и знаков, которые символизировали струны, указывали на нужный темп исполнения, и определяли характер того или иного произведения.

b-685004.jpg
игра на древнейших инструментах

Музыкальные представления чаще происходили при храмах, а вот начало таким выступлениям положил буддийский священник по фамилии Кэндзюн. Он же и придумал всевозможные композиции для голоса и музыкальных японских инструментов.

Очень популярным инструментом и сегодня является кото, щипковый струнный инструмент со специальными возвышениями («кобылками») с помощью которых музыканты могли менять тональность мелодии. Кото привезли из Китая ещё в эпоху Нара, и сначала использовали только в дворцовой музыке.

Играть на кото очень непросто, необходимо прикреплять к пальцам специальные накладные «ногти-медиаторы» котодзумэ, которые надевали только на 3 пальца правой руки (большой, указательный и средний). Тексты для песен не имели тематики, у них не было и явно выраженного сюжета, но заканчивались они всегда определённым мотивом.

Не менее интересным музыкальным инструментом стала и бива. Под этим словом японцы назвали целый ряд лютневых инструментов, которые упоминались в письменных источниках, начиная с VIII века. Именно её распространение способствовало формированию песенного сказа.

В игре на бива часто чередовались вокальный номер певца-рассказчика с музыкальным сопровождением, а звуки извлекались посредством специального длинного костяного медиатора (плектра).

sim.jpg
японская бива

В наши дни наиболее знакомым традиционным инструментом, конечно, является сямисен, который появился в XV–XVI веках. Сямисен сразу понравился японцам и даже странствующие музыканты (годзэ) всегда брали его с собой в путешествия по стране.

Музыканты, обладающие высоким мастерством, извлекают из них особые волшебные звуки — савари. А сямисэны отличаются друг от друга и высотой тона, и различной тембральной окраской.

Изготовляются сямисэны из дерева твёрдых пород, но, а сам корпус инструмента раньше обтягивался кошачьей или собачьей кожей. Струны же делают из натурального шёлка или нейлона. Сегодня ни одно представление японского театра не обходится без сямисена, игре на нём обучаются даже майко — будущие японские гейши.

Есть у японцев и инструмент, напоминающий нам гобой, они называют его хитирик. Он произошёл от китайского инструмента гуань, который проник в японскую культуру уже в VIII веке. Изготовлен он из бамбука и часто украшен корой вишнёвого дерева. Размер у него небольшой, всего в одну октаву, а внешне напоминает флейту. Да, и отверстия на корпусе похожие.

В XVI веке произошли существенные изменения в японской традиционной музыке. Появился новый инструмент — сякухати, на котором поначалу играли только монахи школы Фукэ.


старинные сякухати

С появлением этого инструмента зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. А древние предания связывали её чудотворную силу с именем принца Сётоку Тайси (548-622). Он был государственным деятелем, который часто писал и комментарии к буддийским сутрам.

В некоторых письменных источниках раннего средневековья говорилось, что, когда принц Сётоку по дороге в храм играл на сякухати, на звуки его мелодичной флейты спускались даже небесные феи и танцевали. Оригинальные японские флейты достигают в длину почти 55 см. А так звучат эти музыкальные инструменты на представлениях.

В Японии, конечно, были и барабаны просто здесь их называют — тайко (что означает большой барабан). Красивое название для музыкальных инструментов, не правда ли? Однако, этим словом обозначали лишь большие барабаны, которые использовались в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Корпус таких музыкальных инструментов выдалбливали из цельного куска твёрдой древесины, а вот играли на них специальными палочками — бати.

У японских барабанов имелись и существенные различия. Одни из них можно настраивать, у них были специальные шнуры и различные винты, такие называются симэ-дайко. А вот другие бё-дайко, имели лишь жёсткую мембрану, плотно закреплённую гвоздями (в них невозможно было изменить звучание).

Сущность японской музыки многогранна, её нельзя выразить через какой-то один инструмент, она состоит из многих принципов и направлений. В ней есть гармония и уважение, необыкновенная чистота и простота, мелодичность и тишина, загадочность и неповторимость. Японскую музыку нужно уметь слушать, она поможет вам и расслабиться, и насладиться...

Ну, а в наши дни японцы любят играть и на тайшакато. Это такая автоарфа, напоминающая помесь гитары и аккордеона :-)

Музыка — может многое. Отбрасывать лишнее, ненужное, волнительное, громоздкое. Выделять первостепенное, а главное, одухотворять, приближать нас к природе, учит видеть красоту в естественности и ценить жизнь.

170
1430.858 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (17)
Сортировать по:
Сначала старые