Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
smaxs
6 лет назад

Мне кажется,что...09


...народ обретает культуру, а позднее - и историю, прежде всего через взаимодействие (порой конфликтное) с элементами более высокой культуры. Можно сказать, когда получает возможность увидеть себя чужими, более цивилизованными, глазами.
Среди источников по русской истории разных периодов выделяется отдельная группа так называемых сказаний иностранцев. Те из них, что относятся к XVIII столетию и позднее, именуются в нашей традиции записками.
Наиболее ранние такие сведения датируются аж VI веком н.э. Во всём этом корпусе текстов имеется много проблем для исследователей. Мало что известно о многих авторах, вплоть до того, что имеются сомнения в их существовании. Не всегда вызывает доверие написанное этими хронистами, дипломатами, купцами, военными, просто авантюристами. Кроме того, написанное ими нам порой просто не нравится, невзирая на достоверность или недостоверность. Часто вызывают вопросы даты и места публикации.
Всё это мы здесь разбирать не будем. Полагаю, что для нашего прошлого не столь важно, существовали ли по отдельности различные византийские, арабские, имперские, французские, польские и т.п. авторы и их сочинения, в которых якобы содержатся сведения о славянах, Древней Руси или Московии. Русская история уже состоялась и спокойно переживёт наличие или отсутствие у себя ещё одного Антонио Поссевино или Титмара Мерзебургского. Но вот само существование в разные эпохи этого стороннего взгляда, вероятное присутствие чужих (в разных качествах) среди нас имело, по-моему, огромное значение для становления русской культуры и последующего формирования русской истории. Причём, что важно, свои уникальные роли в этом длительном и сложнейшем процессе сыграли и иностранные, допустим, архитекторы, и иноземные завоеватели.
Возьмём, к примеру, нанайцев. С какого момента можно по-честному говорить об их истории? Только с того, мне кажется, когда туда пришли русские как представители более развитой цивилизации. Люди-то там жили и до этого, конечно. Но отсутствие литературного языка, письменности, основ культуры не даёт возможности говорить о пребывании в поле истории. Не существует истории неандертальцев, это доисторическое бытие. Ещё и сегодня на Земле хватает народов, проживающих эту фазу своего развития. И в любом случае доисторическое бытие народа всегда намного превышает по продолжительности его историю.
И вот русские, придя к нанайцам не с самыми дружественными намерениями, не только их "покорили". Мы ещё на них и посмотрели, описали, первый раз рассказали о них себе и им самим.
Так через контакт с более развитым посторонним человеческая общность получает шанс открыть себе себя, обрести культуру. В свою очередь, и "захватчик", видя перед собой другого, получает новый опыт, укрепляя собственные позиции.
Это именно шанс, а не гарантия, и не у всех получается его реализовать. Очень часто покорённые народы полностью растворяются в силовом поле поглотившей их цивилизации. И русские тоже таким образом переварили многих.
А вот самим русским повезло. Мы успешно отбили попытки не дать нам подняться и при этом сумели заимствовать у других множество ценнейших ингредиентов для собственного творчества. Во многом чужими руками - создали годный язык, достойную историю и выдающуюся культуру.
Это великое наследие всегда теперь пребудет с нами, хотя защищать и развивать его, доказывая свои способности и права, следует каждодневно. Сейчас у русских сложный исторический период, тянущийся уже не первое десятилетие. И выхода пока не видно. Полагаю, что именно оставленный предками мощнейший задел из языка и культуры позволяет нам не уйти в этих условиях в небытие и даёт надежду в итоге пережить безвременье.
На сегодняшний день можно говорить о том, что этап первичного формирования больших культур мирового значения завершён, хотя развитие их продолжается. Выделилась группа лидеров, которых крайне трудно сдвинуть с занятых позиций. Поэтому приезд в Россию зимбабвийского интеллектуала и составление им первого литературного описания нашей страны стал бы прежде всего важным обстоятельством для истории и культуры Зимбабве, а у нас был бы воспринят скорее как курьёз. Ну а русские и, допустим, французы за прошедшие века так много и разнообразно контактировали друг с другом, что ещё один пример стал бы лишь дополнительным штрихом.
Другое дело, что заставить себя разбираться в деталях современного устройства общества за нашими границами и проблем, его занимающих, русским бы не помешало. Поотстали мы от мирового поезда за последний век; хочется верить, что не насовсем.
Насколько трудно догнать лидеров, прекрасно видно на примере недавно поднявшихся "азиатских драконов". Экономические достижения несомненны, хотя в их причины можно всмотреться повнимательнее. А дальше? Много ли иностранцев, кроме имеющих интерес к региону, стремятся получить там образование? А - ещё интереснее - в военных учебных заведениях? Сильно ли распространены языки этих стран за пределами собственно государств и национальных общин за рубежом? Что известно о южнокорейской литературе и далеко ли вышел обласканный на фестивалях кинематограф Китая за пределы экзотики? Где японец предпочтёт учиться музыке или балету? И т.д., можно долго продолжать. Честное слово, даже сегодняшняя РФ по многим показателям смотрится гораздо убедительнее их всех. Пропасть кажется непреодолимой, если только не вмешается какой-нибудь глобальный катаклизм.
Ну а на каком мощном фундаменте стоят лидеры мирового культурного процесса, прекрасно видно из сегодняшней новости. Не надо обращать внимание на последовавшую реакцию пытающихся умничать советских дураков, которые не в состоянии понять и половины сказанного. Русским же следует вспомнить, кто они и чего стоят.
В этом историческом сериале написанное выше было для меня важным и необходимым отступлением. Даже не так - попыткой понять и показать наши действительные истоки, которые сегодня уже нет необходимости покрывать патиной легендарности. Мы уже есть и состоялись как одни из наиболее значительных героев мировой истории и культуры.
Продолжим в следующей серии.
P.S. В оформлении поста использована работа И.И.Шишкина "Вид Елабуги". Тоже, как сейчас бы сказали, взгляд завоевателя.

0
0.400 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые