История одного романа. Не претендуя на истину…

Меня трудно убедить в том, что столяр, всю жизнь мастерящий табуретки, может искусно сотворить столовый гарнитур мирового уровня, а потом продолжать делать свои табуретки. Или художник, рисовавший шаржи, вдруг создаст шедевр, достойный Лувра, а потом продолжит оттачивать свое мастерство в шаржах…

Почему же тогда никто всерьез не удивляется тому, что Илья Ильф (Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг) и Евгений Петров (Катаев), довольствовавшиеся годами написанием коротких фельетонов и небольших газетных статей, а так же надписей для публикуемых в газетах фотографий, вдруг, в довольно короткий срок – всего лишь за три месяца – пишут в соавторстве одно из величайших сатирическо-юмористических произведений «12 стульев», а потом еще и «Золотой теленок», после которого продолжают работать как журналисты и вновь фактически возвращаются к своему основному ремеслу?

Признаюсь честно, я и сам никогда не задумывался над этим и всегда был уверен, что Ильф и Петров - два гениальных сатирика советского периода и великие творцы шедевров этих двух романов… До тех пор, пока мне в руки не попалась книга Ирины Амлински, в которой она чуть ли не по абзацам, как говорится «по косточкам», разбирает роман «12 стульев» и делает свои логические выводы. Я не собираюсь публиковать пересказ этой книги, вы можете сами найти ее на просторах интернете, если заинтересуетесь. Я попробую раскрыть перед вами общую картину создания этих литературных произведений на основе мнения, изложенного в этой книге!

Идея фабулы будущего романа «12 стульев» пришла в голову старшему брату Евгения Петрова (Катаева), известному писателю тех лет Валентину Катаеву. Надо сказать, что биография этого писателя не столь уж прозрачна, как кажется на первый взгляд. Этот Герой социалистического труда и обладатель множества литературных и государственных премий в юности служил у Деникина и вместе со своим младшим братом – Евгением – сидел в тюрьме за антисоветский заговор. Этот факт, кстати, он тщательно скрывал в своих биографических очерках. Но вот что интересно: если всех арестованных вместе с Катаевым в итоге расстреляли, то его и брата отпустили. Предполагается, что Катаев стал сотрудничать с ЧК и они же дали ему поручение написать произведение против троцкизма на благо существующего режима.

Сам роман, сюжет которого был взят из полицейской хроники, Катаев писать не собирался. Он решил отдать его в руки своего младшего брата Евгения Петрова (Катаева) и его коллеги по работе в газете «ГУДОК» - Ильи Ильфа. Но, видимо, в этом тандеме что-то не складывалось для написания столь серьезного по объему произведения, и Катаеву пришлось обратиться к другому писателю, чтобы роман вышел вовремя и поручение ЧК было выполнено!

Но кто в то время мог писать столь остро, саркастически, юмористически выверено и к тому же быстро? Надо сказать, что одновременно с Ильфом и Петровым в газете «ГУДОК» сотрудничал и Михаил Булгаков, которого Ильф очень ценил и испытывал к нему даже некий пиетет! К тому времени у Булгакова уже вышли из под пера такие произведения, как «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Дьяволиада», в то время как у Ильфа и Петрова ни одной даже маленькой повести до этого не выходило! И в то же время работой в «ГУДКЕ», где Булгаков выполнял незначительные поручения, писатель был крайне недоволен…

Сейчас вы наверное засомневаетесь в том, что вся эта затея могла иметь место. Но я постараюсь привести всего лишь одно сравнение, которое даст толчок вашим мыслям. А таких сравнений в книге «12 стульев» и произведениях Булгакова Ириной Амлински найдено довольно много! Итак, вот две цитаты, которые вы конечно же знаете, но раньше не придавали значения их сравнению:

(с) «12 стульев»
«В половине двенадцатого
с северо-запада,
со стороны деревни Чмаровки,
в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми..»

(с) «Мастер и Маргарита»
«В белом плаще
с кровавым подбоем,
шаркающей кавалерийской походкой,
ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…»

Я специально напечатал эти две фразы в таком виде, чтобы читатель мог сравнить мелодику этих текстов и понять, что она практически одинакова, как по содержанию, так и по форме изложения и такту. Многие литераторы соглашаются с выводами Ирины Амлински, что действительно стиль написания этих произведений чуть ли не идентичен и абсолютно отличается по мелодике от рубленного журналистского стиля Ильфа и Петрова! В книге есть еще масса сравнений и разбирательств текста, но я на них останавливаться уже не буду.

В 1927 году роман был написан за 3 месяца и, практически без длительной вычитки цензурой, сразу же опубликован - небывалый случай для тех времен! Авторами романа были указаны Илья Ильф и Евгений Петров, которые и получили гонорар за это произведение, в заголовке романа было опубликовано посвящение Валентину Катаеву, как автору, которому принадлежала идея создания романа. Так что, можно сказать, что требование ЧК было Катаевым выполнено, хотя и не самостоятельно. Официальные авторы романа подарили Валентину Катаеву золотой портсигар, как было оговорено между ними заранее. Но что самое интересное, Булгаков, который в это время находился под наблюдением ГПУ, после публикации романа получает 3-х комнатную квартиру в Москве и ГПУ возвращает ему все его ранее изъятые рукописи!

В дополнение этой, вполне логичной гипотезы, надо констатировать, что Булгаков писал очень быстро, и написать такое большое объемное произведение за пару месяцев не составляло для него никакой сложности. Кроме того, я специально посмотрел библиографию Булгакова и обнаружил, что в этот период времени им не написано ни одно большое произведение, в то время как до этого периода и после него каждый год у него выходило по одному, двум произведениям.

Через год Ильф и Петров «решаются» написать следующий роман о похождении главного героя, которого они фактически воскрешают из мертвых. Не знаю что это – желание продлить свою славу, попытка реабилитировать себя в собственных глазах, или очередная задумка Валентина Катаева, но роман, как говорится, не идет… Потом, неожиданно, очень быстро пишется первая, большая часть нового романа «Золотой теленок», после чего дело застопорилось почти на два года. Лично я не исключаю, что и первую часть нового романа написал тот же Булгаков, но потом по каким-то причинам (а он в это время занимался своим глобальным романом «Мастер и Маргарита») продолжать отказался и два года над окончанием бились Ильф и Петров.

Фактически, после выхода этих двух великолепных романов, у Ильфа и Петрова не было ни одного столь значимого произведения, написанного в той же манере, ритме, мелодике и содержании. Их «Одноэтажная Америка» слишком сильно не дотягивает до уровня, а про фельетоны и репортажи в газете и говорить не приходится.

Никто на сегодняшний день не сможет официально опровергнуть авторство этих двух романов, но большая доля сомнений в подлинности авторства реально существует. Лично я для себя, после прочтения книги Ирины Амлински, сделал окончательный вывод и уже никто не сможет меня в этом переубедить!

историятворчествожизньискусствообразованиелитератураpskchaos-legion
50%
235
756
841.270 GOLOS
1
В избранное
smotritelmayaka
Смотритель маяка
756
1

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (45)
Сортировать по:
Сначала старые