Современницы. Женщины, опередившие эпоху

До недавних пор вся история делалась мужчинами. Много веков они управляли странами, делили территории, начинали и заканчивали войны. Они двигали науку и технику, изобретали, изучали, создавали. Они писали музыку, картины, романы и стихи, зачастую, посвящали их любимым женщинам, но и только.

Роль женщины во всем этом была настолько мала, что ею можно было бы пренебречь, поэтому те немногие примеры, когда женщины делали рывок в будущее наравне с мужчинами, заслуживают внимания.

Жорж Санд (Франция). Женщина в брюках

Французская писательница Жорж Санд (1804 -1876), псевдоним Авроры Дюдеван, зарабатывала литературным трудом наравне с мужчинами.

Сложное детство, раннее неудачное замужество, поиски идеала и независимости привели начинающего автора в Париж. В руках у нее было немного денег и новенький роман «Эме», который она показала нескольким редакторам. Роман не произвел должного впечатления, но позволил получить работу в газете «Фигаро». 

Аврора выбирает в качестве псевдонима мужское имя «Жорж Санд», чтобы конкурировать на литературном поприще наравне с мужчинами.

В целях экономии, а не из эмансипации, как могли бы подумать современники, она носит мужской костюм, к которому привыкла с детства, регулярно занимаясь верховой ездой. К тому же, эта одежда - пропуск в театр – на места, куда дам не пускали.

В Париже талантливая писательница знакомится с интеллектуальной элитой – Альфредом де Мюссе (с которым ее свяжут близкие отношения), с государственными и политическими деятелями. Она пишет для газеты, но короткий репортажный стиль ей не подходит. Пространные размышления о жизни, философские отступления, описания природы и исследование психологии героев, в том числе, отношений мужчины и женщины – вот предмет ее романов. А напишет она за свою жизнь их немало.

Самый знаменитый и читаемый роман «Консуэло»(1842-1843) о девушке, которая строит жизнь самостоятельно, пытаясь сделать карьеру певицы, чтобы зарабатывать своим трудом. 

Впервые в литературе поднимается вопрос о судьбе женщины – самостоятельной личности, обладающей талантами, для которой целями является не только удачное замужество и поиск любви.

Сама Жорж Санд прожила яркую жизнь. Оставила богатое литературное наследие – романы, пьесы, стихотворные сборники. Она свободно выражала свои мысли, написала много полемических статей, в том числе и на острые политические темы. 

Склонная к идеям социального равенства, во время революции 1848 года она не раз лично обращалась к королю Луи-Филиппу с просьбой помиловать бунтовщиков. Ее антиклерикальные взгляды выражены были в романе «Даниелла»(1857), из-за которого газета, в котором он публиковался, была закрыта.

Жорж Санд – пример свободной женщины - мыслящей, активной, творческой личности, способной не только примерить мужской костюм, но и чувствовать себя равной среди равных.

Шарлотта Бронте (Англия). Роман на все времена

Если многие романы Жорж Санд, как и ее имя, сегодня забыты, то имя Шарлотты Бронте (1816 – 1855), родившейся на 12 лет позже по другую сторону Ла-Манша, широко известно и сегодня, в 21 веке. 

Кто не слышал, не читал, не видел какую-нибудь экранизацию ее знаменитого романа «Джейн Эйр»? Думаю, таких людей нет.

История небогатой девушки, которая сама пробивает себе дорогу в жизни, поскольку помочь ей некому, для 19 века была нова и актуальна.

Переживания детства в Кован-Бриджской школе: жестокость надзирательниц, несправедливость и грубонравие – легли в основу знаменитого романа, а собственная жизнь, когда приходилось самой обеспечивать себя, сестер и отца, работая учителем, отразились в характере Джейн Эйр.

Роман о независимой девушке породил новые взгляды не только на судьбу женщины, но и на роль мужчины в ее жизни. Сама писательница много раз отказывалась от предложений руки и сердца, стремясь сохранить свою независимость, и только будучи уже знаменитым и состоявшимся писателем, согласилась выйти замуж.

Чем же так цепляет роман, порождая многочисленные экранизации?

Конечно, сильный и независимый характер героини, и в то же время ее способность понять мужчину, острый ум и умение постоять за себя – качества, импонирующие сегодняшним читателям. 

Мечта об идеальных отношениях, где свободные мужчина и женщина равны в браке, когда понимание и духовная близость порождают настоящую любовь – кто от этого откажется?

Но это – сегодня. А тогда, в позапрошлом веке, романы Шарлотты Бронте взрывали современные представления о женщине и ее положении в обществе. Тогда она была бесправна и зависима.

См. мою статью «Развод девичья фамилия: что где когда?»   https://golos.io/ru--obshchestvo/@sofya/razvod-i-devichya-familiya-chto-gde-kogda

Софья Ковалевская (Россия). Математик в юбке

На другом конце Европы, в патриархальной России, за пять лет до смерти Шарлотты Бронте, родилась еще одна выдающаяся женщина, своей жизнью подтвердившая мысли предшественниц о возможности конкурировать с мужчинам в разных областях знаний и деятельности.

Софья Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская) – первая в мире женщина-профессор математики, автор нескольких литературных произведений, прожила удивительную для своего времени жизнь. 

Выросшая в семье ученых, она с детства стремилась к знаниям, но отец был против ее отъезда для продолжения образования за границу, а в России женщинам учиться не разрешалось.

Для того, чтобы уехать, смелая девушка заключает фиктивный брак с молодым ученым С.О. Ковалевским. В 1869 году она учится в Гейдельбергском университете, в 1870 -1874 – в Берлинском, а в 1874 году в Геттингентском - защищает диссертацию «К теории дифференциальных уравнений» и получает степень доктора философии.

Личная жизнь с «фиктивным» мужем приводит к «настоящему» браку, у молодых супругов рождается дочь, карьера идет вперед, но в 1883 году запутавшийся в денежных делах муж погибает, и Софье Ковалевской самой приходится решать семейные проблемы. Оставшись с пятилетней дочкой на руках, она, пользуясь своим авторитетом в научном мире, выхлопотала место в Стокгольмском университете, с условием читать лекции первый год – на немецком языке, второй год – на шведском.

Быстро освоив незнакомый язык, она не только стала обучать студентов, но и писать научные работы, и даже – художественные произведения (роман «Семья Воронцовых») – по-шведски.

За свою научную деятельность была отмечена премиями Парижской, Шведской и Российской Академиями наук.

Вот такая удивительная судьба!

Три женщины, три судьбы, три личности, опередившие свое время, и не только мужским костюмом, написанием бестселлеров и фиктивным браком. Они первыми ступили на поле, доступное до этого лишь мужчинам, проложив дорогу всем, идущим следом. 

Проверка уникальности
90,66%
https://text.ru/antiplagiat/5b1fa255a7702

Коллаж автора, иллюстрации из открытого доступа.

До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya

историяобществоchaos-legionpskмысли
122
143.236 GOLOS
0
В избранное
sofya
Автор-книголюб, по иронии судьбы жизнелюб и путешественник - по странам, литературе, истории, делится наблюдениями без занудства и с юмором
122
0
Комментарии (47)
Сортировать по:
Популярности
Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий
Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.