Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
tata-ovsyanik
7 лет назад

Зодчий из крепостных


источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100621_voronihin.html

Если вы направляетесь от Московского вокзала к центру
Невского проспекта, то ещё издали замечаете великолепное
монументальное сооружение, которое резко бросается вам в глаза.
Это - Казанский собор.


источник: http://devyanosto.nicole74.ru/kazanskij-sobor-avtor-proekta-andrej-nikiforovich-voronihin

До Октябрьской революции он был главным столичным храмом.
После в нём был размещён богатый антирелигиозный музей.
Само здание восхищает и поражает каждого своей колоссальностью.
Его огромная колоннада, будто распростёртые крылья стремятся
схватить всякого, и вы сами невольно стремитесь зайти в их полукруг,
чтобы полюбоваться необычной красоты зрелищем.
Чем вы ближе подходите к зданию, тем всё меньше и меньше
ощущаете религиозное назначение его, ибо все главные части
прекрасного сооружения, в том числе и взлетевший к небу купол его,
подчинены одной мощной колоннаде.
Все торжественные и спокойные формы этого здания ясно
подчеркивают силу человека и мощь нашей чудесной Родины.
Именно из-за этого качества Казанский собор вскоре после его постройки
был превращён в пантеон Победы и Славы. В него поместили трофеи,
взятые у французов в 1812 году. В нём же был похоронен М.И. Кутузов,
а позже перед зданием собора были воздвигнуты монументы Кутузову
и Барклаю де Толли.
Если же вы прибываете в город с моря по Неве, то вас встречает и
поражает другое выдающееся сооружение - это Горный институт,
расположенный на берегу красавицы Невы.


источник: http://www.mitsubishi34.ru/55/sankt--piterburgskii-gornii-institut-1638.html

Простые, суровые и широкие формы института удачно
соответствуют Невским просторам. Особо сильное впечатление на вас
производит двенадцатиколонный портик. Архитектор замечательно удачно
решил градостроительную задачу.
Этим зданием он показывает въезжающим в Санкт-Петербург с моря,
черты архитектурного облика всего города.
И Казанский собор , и Горный институт - это творения талантливого
русского зодчего начала 19 века, внесшего в русский классицизм
совершенно новые черты, А.Н. Воронихина.
Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 года
в селе Новое Усолье бывшей Пермской губернии, в семье
крепостных графа А.С. Строганова.
В раннем детстве Воронихин пристрастился к рисованию
и живописи, чему он отдавал всё свободное время и в чём достиг
к 16 годам значительных успехов.
У Строганова было много талантливых крепостных художников,
скульпторов, резчиков, архитекторов и др., которые строили и украшали
ему в имениях дворцы и парки.
Узнав о выдающихся способностях Андрея Воронихина,
Строганов решил обучить его живописи и в 1777 году послал его в Москву,
где обучаясь живописи Воронихин увлёкся архитектурой.
На него обратили внимание два крупнейших зодчих того времени,
сначала Баженов, потом Казаков, у которых Воронихин и учился
строительному делу.
Скоро он был вызван в Петербург к Строгановым .
В 1785-1790 годах Воронихину удалось совершить вместе с
младшим из Строгановых ряд поездок по России и путешествие
за границу в Швейцарию и Францию.
В 1789 году они проживали в Париже и на их глазах развернулись
бурные события французской буржуазной революции, которая в
сознании Воронихинана на всю жизнь оставила неизгладимое
впечатление.
Он по ходатайству друзей, видных зодчих, и младшего из Строгановых
ещё в 1786 году получил "отпускную" из крепостных.
Воронихин на получил законченного систематического архитектурного
образования, однако, благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию,
он достиг широких и разносторонних знаний в области строительного искусства.
И к 90-м годам 18 века он окончательно стал архитектором.
Архитектурные работы Воронихина в 90-х годах выполнялись, в основном, по
заказам семьи Строгановых и их близких родственников.
Первой его работой была перестройка после пожара, построенного Растрелли
в 1752-1754 гг., дворца Строгановых на Невском проспекте.
В перестройку этого дворца Воронихин вложил много новых изобретений,
в чём проявились его разнообразные способности, и в этой перестройке
он впервые соединил скульптурные работы с архитектурными.
В 1793 году Воронихин исполнил акварель, изображающую
картинную галерею Строгановых, за которую получил от Академии
художеств звание "назначенного" в Академию преподавателя
перспективной и миниатюрной живописи. Акварель эта хранится
в Эрмитаже. Она характеризует творчество автора, а также
развитие русского живописного искусства конца 18 веке,
особенно изображения интерьеров.
Через три года ему было присвоено звание архитектора.
Написав маслом пейзаж, изображающий дачу Строгановых
на фоне окружающего парка, Воронихин стал профессором
Академии художеств и в 1797 году получил звание академика.
Одновременно с преподавательской работой в Академии
художеств, Воронихин занимается строительством малых форм.
Он строит "Строгановскую дачу", оформляет парки, сооружает
мосты, обелиски, галереи, выполняет реконструкции фонтанов.
Работая в Петергофе он приобретает опыт совместного творчества
архитекторов и скульпторов.
Решающим делом в жизни Воронихина явилось создание в 1800-1811 году
знаменитого Казанского собора. Это сыграло большую роль в развитии
всей русской архитектуры начала 19 века.
Создавая главный столичный храм Петербурга, Воронихин больше всего
думал не о религиозной, а о гражданской архитектурной стороне
строительства и положил в основу всего сооружения идею
монументально-торжественного городского ансамбля.
Перед ним стояла трудная задача: по церковным законам
алтарь должен быть обязательно обращён на восток,
а это приводило к тому, что всё здание собора на данной площади
будет стоять боком к Невскому проспекту, а не главным фасадом,
а от этого исчезала вся красота.
Тогда зодчий со стороны бокового фасада пристроил величественную
колоннаду, и перед собором образовалась серпообразная полукруглая
площадь, широко и свободно открытая в сторону Невского проспекта,
создавая прекрасный ансамбль, украшающий центр города.

Так талантливый зодчий блестяще решил сложнейшую градостроительную
задачу.
В то же время в 1806-1811 гг., Воронихин построил монументальное
здание Горного института и поныне украшающее наш город со стороны Невы


источник: http://www.mitsubishi34.ru/55/sankt--piterburgskii-gornii-institut-1638.html

Работы по строительству Казанского собора занимала Воронихина
до конца жизни.
Он намечал создание второй колоннады у южного фасада
и большой полукруглой площади у западного.
Он умер 21 февраля 1814 года в Петербурге, оставив о себе величественную
память своими сооружениями и тем, что его идеи и приёмы в
градостроительстве развивались дальше в архитектурном
искусстве 19 и 20 веков.
...............
TEXT.RU - 96.02%

1
6.792 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые